Ребёнок и чужие люди: учим осторожности


18.05.2017

Консультирует психолог Елена Жигалкина

Ребёнок и чужие люди: учим осторожности

Помните, как в детстве родители пугали нас тем, что если мы не будем слушаться, то чужой «дядя» придет и заберет нас навсегда? Это было сурово, но действенно. На самом деле, дети должны проявлять осторожность с чужими людьми, ведь мир полон опасностей и не все люди имеют хорошие намеренья, общаясь с малышом.

Но как научить ребенка проявлять осторожность в отношениях с «чужими людьми», как втолковать ему правила поведения в незнакомой обстановке так, чтобы информация была воспринята и усвоена верно? Разобраться в данном вопросе поможет наш эксперт - семейный и детский психолог, психотерапевт Елена Жигалкина.

Елена Жигалкина

- Елена, какова, на Ваш взгляд, идеальная модель поведения ребёнка с чужим человеком?

Во-первых, ребенок уже должен осознавать, что этот человек - чужой. Во-вторых, если мама, папа или другой взрослый, с которым проживает ребенок, знакомит его с другим человеком, то тогда из "чужого" он перекочевывает в "чужого с именем". В-третьих, сама идеальная модель, как я ее вижу, такая: незнакомец - ребенок его замечает, но идет дальше, если спрашивает о времени, дороге - соблюдая личное пространство, отвечает (культуру общения в социуме никто не отменял). Где стоит учитывать нюансы, так это в возрасте ребенка. Вот, например, если брать периодизацию Д.Б. Эльконина, ранний возраст (1-3 года), дошкольный (3-7) – думаю, что точно должен быть рядом взрослый, который ответственный за жизнь ребенка.

Относительно младшего школьного (7-11) и подросткового (11-15), то тут сложнее, конечно. Но есть такое понятие, как доверие самому ребенку, насколько он усвоил правила поведения с чужими взрослыми и возможные последствия (не запугивание). Как он может отстаивать свою току зрения, говорить «нет», физическое состояние и очень важно, чувствительность к человеку и к ситуации в целом. Это можно назвать и жизненным опытом, и интуицией. А если брать раннюю юность (с 15), то это отработка навыков предыдущих годов.

Посторонние люди представляют опасность

- С какого возраста, на Ваш взгляд, нужно начинать объяснять ребёнку опасность, которую могут представить посторонние люди?

Считаю, что точно не прогадаете, если начнете с одного года. Ведь в этот период родители уже активно говорят, что розетка и открытые балконы - это опасно. Про незнакомых людей говорят, например, что если чужая сумка - не трогаем ее. Таким образом, показывая, где заканчиваются границы своего и начинаются границы чужого. Также нужно учить, что конфеты от людей дети берут только с разрешения взрослого, никак иначе. Тогда родитель воспринимается как защита и опора для ребенка.

- Как можно показать и объяснить ребёнку, что посторонние люди могут представлять опасность?

Здесь подойдут три метода.

1) Очень хороши сказки. Не секрет, что после прочтения книги, ее рекомендуется обсуждать с ребенком, начиная с характеристик персонажей, заканчивая вопросом: «Как бы ты сам поступил в этой ситуации?». Если вы вспомните уроки литературы в школе, то там много чего можно почерпнуть.

2) На личных примерах. Если у родителя есть понимание про опасность, он это транслирует жестами, голосом, поведением. Дети все перенимают. Вот так и формируется модель поведения с незнакомцами.

3) В детском саду и школе. В таких условиях расширяется жизненный опыт благодаря опыту других детей, воспитательных материалов и самих воспитателей, учителей, которых ребенок может слушать даже больше, чем родителей. Тут все индивидуально.

- Какие ошибки допускают родители в попытках рассказать малышу об опасности посторонних (когда малыш становится чересчур замкнутым или, наоборот, очень контактным)?

Здесь получаются такие своеобразные качели. С одной стороны - это запугивание во всем: нельзя, упадешь, не получится. С другой - снисходительность. Конечно, баланс - наше все. А вот эмоциональное насилие может качнуть как в одну, так и в другую сторону. Я говорю о равнодушии, безжалостности, непринятии, гиперконтроле, унижении, нечувствительности к потребностям ребенка и т.д. Я молчу о физическом насилии. Хочется громко сказать, что дети - это, прежде всего, человечки, которые не могут за себя постоять. А остальное - это работа родителей над собой самостоятельно или со специалистом.

- Как малышу научиться распознавать опасность в людях? Как родители могут в этом помочь?

Прислушиваться к чувствам и наблюдать, когда ситуация становится необычной, такой, которая вызывает тревогу, беспокойство. Дети, особенно до лет 10, прекрасно считывают эмоцию, которую транслирует родитель, даже возможно не осознавая ее. Дети много берут из своей семьи. Если есть понимание опасности у родителя, то оно будет и у ребенка. Я говорю о понимании не как о знании, а как осмыслении, что информация не просто проглочена, а прожевана и проглочена, выражаясь метафорически.

Как малышу научиться распознавать опасность в людях

- Что нужно делать родителям, если после многочисленных объяснений ребёнок все-таки чересчур доверяет посторонними? Как достучаться до малыша?

Думаю, что сотрудничество родителя с воспитателем, учителем способно творить чудеса. Если это не помогает, то добро пожаловать на семейную психологическую консультацию. Хочу сказать, что любовь и уважение родителей к ребенку, качественное совместное время препровождение - залог успешного результата. Ведь только у них есть та самая связь, о которой снято столько фильмов и написано книг.

Мы благодарим Елену Жигалкину за такое прекрасное интервью и очень надеемся, что данная информация поможет вам научить свое чадо с осторожностью относиться к общению с незнакомцами.

Ранее мы писали о том, как обезопасить своих детей от незнакомых людей.

Интервьюер: Качинская Марина
Версия для печати
1
136
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Представьтесь:
    Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: