Школьные комплексы и почему они возникают: мнение эксперта


11.08.2017
Консультирует психолог Елена Шпундра



Не за горами начало нового учебного года, а это значит, что самое время подумать о проблемах, с которыми может столкнуться в школе ребенок, попав в коллектив и новую среду. Одной из таких, как ни странно, является проблема школьных комплексов. В чем они проявляются, как помочь ребенку справиться с ними и, возможно, даже предотвратить их появление, редакция ChildBrand узнала у Елены Шпундры − психолога, семейного консультанта, автора и эксперта журнала "Лиза".



— Елена, что же такое «школьные комплексы» и как они могут проявляться?

— Наша система образования по-прежнему ориентирована не на развитие творческой личности и индивидуальности, а на массовое запоминание и выдачу некоего результата.

Поэтому школьные годы, которых становится все больше и больше, по- прежнему остаются для многих источником стресса и травм. Даже если не травм, то выйти из системы не покореженным − не удается практически никому. Каждый получает вместе с аттестатом «наборчик» из пары-тройки комплексов.

Например:

  • Комплекс отличника или двоечника (неудачника). От современного человека мир требует многого, в частности − быть успешным во всем, за что он берется. И эти требования начинаются еще до школы. Все эти курсы раннего развития, «быстрочтения», необходимость учить 2-3 иностранных языка в возрасте 2-3 лет − это результат родительской гонки за звание успешного родителя. Главным участником которой становится ребенок. В школе все усугубляется, потому что у учителей тоже есть гонка за звание "лучший педагог", а у школ есть планы по показателям успеваемости. И ребенок попадает из огня да в полымя. Никто или мало кто спрашивает у него, чего он хочет. Вместо этого ему ставят планочку, которую постоянно подтягивают вверх. Возьми высоту или будешь "лузером".
  • Страх публичных выступлений. Не секрет, что многие учителя до сих пор практикуют вызовы к доске, где ребенок оказывается один на один перед целым классом. Но далеко не каждый ребенок способен отвечать публично, даже если прекрасно знает материал. Если учитель при этом оказывается не чутким, запинки и замешательство превращает в незнание и неподготовку, а в памяти ребенка навсегда запечатлевается этот ужас − молчать и краснеть под прицелом множества глаз.
  • Синдром наблюдателя. Опять же в силу того, что школьная программа унифицирована и не направлена на развитие, многим талантливым детям в школе становится скучно. Задачи текущего класса они давно переросли, а новых задач им никто не ставит. Так активный и талантливый ребенок становится пассивным и инертным наблюдателем. Теряет мотивацию и желание развивать свои таланты.
  • Комплекс «белой» вороны или «черной овцы». Он развивается в средние и старшие школьные годы, когда подросткам важна принадлежность к группе и важно не отличатся. Под удар группы попадает любой, кто отличается. Это может быть самая толстая девочка в классе. Или мальчик, у которого до сих пор старый кнопочный телефон вместо смартфона. Таких детей травят. И травят жестоко.
— Что может послужить причиной возникновения школьных комплексов и почему?

— Как я уже ответила выше, комплексы порождает как и сама система образования, которая нуждается в реформировании, так и социальные требования. Кроме того, нахождение в коллективе сверстников, если этому коллективу не уделяется должное внимание и не ставятся интересные цели и задачи, вызывает болезненный опыт, который закрепляется в систему реакций.



— Существуют ли меры предотвращения появления школьных комплексов? Если да, то в чем они заключаются?

— Мне кажется, что экологичное пребывание ребенка в школе зависит от самой школы, а также от сотрудничества педагогов и родителей. Родители должны больше слышать самого ребенка, задавать ему вопросы, чего он хочет и почему, не требовать выдавать какие-то результаты только для того, чтобы потешить свое эго.

Не забывать о том, что в школах работают психологи, задача которых помочь ребенку безболезненно пройти этот путь. Учителя − не всегда враги. Педагогам хорошо бы помнить, что при всем массовом и утилитарном подходе к обучению каждый ребенок индивидуален. У каждого свои особенности и возможности, выше которых он не прыгнет. Да, у меня получается такой идеальный мир, где все достаточно осознаны и нацелены на сотрудничество со всеми. Это мало реально, но бывает возможно.

— Какие способы борьбы с уже имеющимися школьными комплексами Вы можете назвать?

— Я очень не люблю слово "борьба": борьба с комплексами, борьба с лишним весом, борьба за результаты. Так жизнь выглядит бесконечным полем сражений. Мне больше нравится подход, когда жизнь − это процесс, и мы являемся частью этого процесса.

Если мы говорим о ребенке, который еще в школе, тут многое зависит от чуткости родителя. Для этого нужно просто внимательно наблюдать. Если вы заметили какие- то изменения в поведении ребенка, то желательно сразу обратить на них внимание и выяснить причину. Тут поможет разговор как с самим ребенком, так и с учителями. Дальше реагировать по ситуации. Если она настолько критична, что ребенок отказывается ходить в школу, плюс у него наблюдаются явные соматические симптомы − расстройство сна, головные боли, потеря веса, то школу лучше сразу сменить.

Если мы говорим о взрослом, который давно закончил школу, но сердце его по прежнему замирает, когда он выходит на трибуну читать доклад, потому что в ушах звучит скрипучий голос «Мариванны Петровны»: «Ты что тупой, ты что, не знаешь таких простых вещей?! Садись, «два»!» − то тут не обойтись без работы с психологом. Да, мы есть, мы с вами рядом не только в школе.



― Какие ошибки могут допускать родители в попытках помочь своему ребенку в борьбе со школьными комплексами?


― Ошибок несколько: требовать от ребенка реакций, на которые он просто не способен: "Ты что, не можешь пойти и дать сдачи!?", "Давай, просто включи волю, возьми и выучи предмет". Или просто ругать его за какие-то результаты, не задумываясь, почему результаты именно таковы.

Еще одну ошибку наблюдаю у мам-подростков, которые сами не прожили свой подростковый негативизм. Они просто становятся на сторону ребенка и относятся к школе и учителям, как к врагам и раздражителям. Они ругаются с учителями, при детях называют их тупыми и мудаками, попустительствуют ребенку в прогулах. Такое присоединение к подростку, конечно, делает родителя популярным, но никак не помогает ребенку, во-первых, закончить школу, а как бы то ни было − среднее образование у нас есть обязательным. Во-вторых, оно не дает ребенку опоры. Родитель воспринимается как друг, как такой же протестный подросток, с ним прикольно поговорить про тупых учителей, но невозможно опереться и получить нужный опыт.

— В каких ситуациях требуется помощь других людей (психолога, психиатра, педагогов и потому подобное), и чем они смогут помочь?



— Помощь требуется в любых ситуациях, где проблема уже обозначена − низкая успеваемость или она упала, не хочет ходить в школу, часто дерется, нет друзей, часто болеет. Если поведение ребенка уже изменилось, нужно выяснить, почему и тогда выбрать способ реагирования. Если поведение ребенка сильно отклоняется от поведения детей его возраста. Я люблю приводить пример, когда многие мамы откладывают реакцию и успокаивают себя тем, что Эйнштейн до 5 лет вообще не разговаривал. Но Альберт Эйнштейн один на всей планете. А вот детей с задержками развития, которые вовремя не получили должную помощь − миллион. Поэтому, лучше не успокаивать себя, а проверять и исключать худшие варианты.

— Елена, благодарим Вас за интересное и познавательное интервью! Успехов Вам!

— Спасибо большое! Взаимно!

Интервьюер: Марина Качинская
Версия для печати
1
732
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Представьтесь:
    Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: