Почему двоечники успешнее отличников: интервью с психологом


12.08.2017
Почему двоечники и троечники становятся начальниками, а отличники и хорошисты – подчиненными?



Наверняка, каждый из нас после окончания школы через какое-то время узнавал о достижениях одного из своих одноклассников (который, скажем так, не сильно блистал знаниями во время учебы) и успокаивал себя мыслью: «конечно, двоечники всегда добиваются большего, чем отличники». Но, есть ли у этого стереотипного утверждения аргументная почва или это просто способ усмирить зависть? Редакция ChildBrand решила разобраться в данном вопросе и обратилась к психологу и гештальт-консультанту Тамаре Ковч.



— Тамара, как Вы думаете, почему в обществе сложился шаблон, что двоечники преуспевают в жизни быстрее и добиваются большего, чем отличники? Согласны ли Вы с этим?

— Важно понимать, что конкретно мы имеем в виду под утверждением «добиваются большего». На постсоветском пространстве это часто приравнивается к материальному успеху. Именно такой стереотип сейчас уже не настолько актуален. Он, правда, был широко распространен в начале 2000-х. И связан, скорее, с событиями жизни в 90-е. Этот период, хаотичный и непредсказуемый, требовал от людей много смелости и умения рисковать. Соответственно, те личности, которые были не обременены суровыми инпроектами «правильности», «хорошести» и соответствия общественным нормам морали или представлениям об «идеальной жизненной программе» (закончить школу, поступить в институт, пойти на хорошую стабильную работу), смогли заниматься новой, рискованной, неизвестной деятельностью, которая в итоге принесла им существенный доход.

Бизнесмены 90-х действительно дворовые ребята, хулиганы, двоечники, которые в итоге стали олигархами или состоятельными людьми. Начальный этап базовой программы они уже провалили, а именно − быть примерным учеником в школе и дальше следовать по обозначенному обществом пути не имело смысла. Они могли себе позволить рисковать, пробовать что-то совсем новое и нестандартное. Ведь общество их и так уже порицало и отвергало, неудача была не так страшна, страха потерять принятие другими было меньше.

На данном этапе, люди из бизнеса, политики, общественной деятельности и других сфер, представляют собой некие проекты, в которые были вложены инвестиции из образования. Очень многие из них обучались или обучаются на Западе в престижных школах и вузах, постоянно занимаются своим развитием, повышением компетентности и профессионализма.

Да и система образования в Украине начинает меняться. Появляются школы с новыми образовательными программами, которые больше соответствуют реальности и помогают раскрыть потенциал учеников. Также существуют школы, где до старших классов вообще отсутствует система оценивания. Что дает возможность школьникам не учиться ради отметки «отлично», а познавать новое без страха отвержения и стыда.

— Как Вы можете объяснить феномен, когда человек откровенно плохо учился в школе и институте, но потом добивается значительных высот в карьере? Как Вы думаете, это скорее исключение или правило?

— Плохие отметки в школе могут быть обусловлены разными причинами. Они не всегда говорят о низких интеллектуальных способностях человека или отсутствии каких-то навыков. Здесь очень часто играет роль интерес к предметам, взаимоотношения ученика и преподавателя, отношения с одноклассниками, личная история ребенка в семье, самооценка и т.д. Четкой закономерности и связи, мне кажется, не существует.

Так, например, семейные обстоятельства, а именно взаимоотношения с родителями, могут существенно влиять на поведение и успеваемость ребенка. В одном случае ребенок может воспитываться в дисфункциональной семье, его успехам и достижениям не уделяется должного внимания, он не получает от родителей подтверждения своей ценности, похвалы, а скорее даже наоборот − слышит постоянные оскорбления, унижения. Это формирует его негативное восприятия себя и внутреннее убеждение, что он не способен добиться хороших результатов, конкурировать с другими и предъявляться со своим мнением или знаниями. Кроме этого, он привыкает жить в подобной атмосфере и создает к себе, уже известное ему из семьи, отношение у других людей: воспитателей, учителей, одноклассников. Мы часто выбираем себе именно те условия существования и взаимоотношения, которые нам знакомы с детства. Это обусловлено тем, что мы как-то научились в этом быть, знаем, что делать, и наш уровень безопасности становится выше. Неизвестным как раз является встреча с хорошим отношением и уважением, что вызывает тревогу и растерянность, поскольку ребенок (а потом и взрослый) не знает, как с этим обойтись, как себя вести и что его ожидает.

В другом случае, при гиперопеке и сильном контроле со стороны родителей, завышенных требованиях и отсутствии у ребенка права на личное проявление, он может бунтовать. Это чаще всего происходит в подростковом возрасте и может проявляться в нежелании учиться, нарушении норм поведения, игнорировании правил и т.д. В некотором смысле, это процесс индивидуализации.

В подобном контексте на успеваемость влияет социальная адаптация ребенка, а именно − как он переживает отношения с преподавателем и одноклассниками. Оценки могут быть протестом, способом отделиться, привлечь к себе внимание и много других вариантов.

Выйдя за рамки школы и института, человек часто получает больше свободы для собственного проявления, выбора круга общения, способов самоутверждения. Иногда это способствует высоким достижениям в жизни.



— Как Вы можете объяснить ситуацию, когда человек хорошо учился в школе и институте, но во взрослой жизни так ничего и не достиг?

— Опять же, не могу однозначно ответить: правило это или исключение. Есть очень много примеров, когда отличники в школе достигают высоких должностей, реализуют себя в жизни, становятся влиятельными людьми. И есть не меньше примеров, когда те, кто прогуливал школу, получал плохие отметки, становился известным, делал открытия в различных сферах, как-то влиял на мировую ситуацию, руководил огромными корпорациями.

Очень много зависит от личных качеств человека, которые не всегда проявляются в школьном аттестате, и от мотивов, которые движут этим человеком во взрослой жизни.

В школе и в институте мы все-таки живем по определенной программе и требованиям. Чтобы добиться «успеха» в этом нам всего лишь необходимо выполнять эту программу в четкой последовательности. Нам говорят, что и как делать. Все, что от нас требуется, это приложить чуть-чуть усилий, времени и внимания, чтобы получить нужный результат. Во взрослой жизни тоже возможна такая программа, которая исключает личный выбор, встречу с неизвестностью, риском − после института пойти на работу по специальности и опять следовать определенным требованиям. Но даже здесь, уже одних усилий и времени не хватает.

Взрослый человек отличается от ребенка тем, что он сам отвечает за свою жизнь и за то, что в ней происходит. Это касается и работы, реализация себя в профессиональной сфере, в формировании своей профессиональной идентичности.

И, если нас не научили этой ответственности, не давали возможность её проявлять и прочувствовать, а мы, как ослик следовали за морковкой, шаг за шагом выполняли чью-то программу, то очень сложно потом её себе вернуть, присвоить. Происходит это от того, что ребенок не сталкивался с неизвестностью и неопределенностью, за него принимали решения, говорили, как надо и как не надо, что делать, чтобы получить хорошую отметку (а её обязательно надо получить). И опыта осознания своих потребностей, желаний, ощущения власти над своей жизнью просто нет, ему не откуда сформироваться. Соответственно, проявлять себя очень тревожно. Ведь за это придется отвечать, что-то с этим делать. А если неудача? Как дальше?

В этом и может быть преимущество двоечников, они с неудачами сталкиваются рано, им они менее страшны. Часто они сами выбирают плохо учиться и имеют опыт встречи с последствиями, но и опыт самостоятельного выбора.

Любое достижение, любой успех − это всегда риск. Чтобы выиграть в конкуренции и подняться выше, необходимо сделать что-то иное, иметь отличия или мыслить как-то по-другому. И очень часто это большая неизвестность.

— Как Вы полагаете, возможно ли оценить потенциал человека, ссылаясь на его оценки в учебных заведениях? Почему?

— Определенно нет. Оценки в учебных заведениях, как я говорила в предыдущем ответе, это только показатель, что человек выполнил программу, которая установлена этим заведением. К сожалению, система образования в Украине не направлена на раскрытие потенциала человека, а скорее на обучения его определенным функциональным навыкам.

Потенциал человека может раскрыть только он сам через познания себя, своих желаний и потребностей, через пробы и ошибки, достижения и обретенные навыки, знания, умения.



— Что на Ваш взгляд является основными составляющими успеха и успешной карьеры?

— Вернусь к тому, что такое успех. Социальный и личностный успех могут быть отличными. Если говорить о социальном успехе, он может проявляться в достижении определенного материального и социального статуса, должности, наличии общественного признания и т.д. В каждом таком направлении есть свои требования. Поставив перед собой одну из этих целей, человек, независимо от успеваемости в школе, институте, будет к ней двигаться, используя все доступные в его среде ресурсы и адаптируясь к необходимым условиям.

Личный успех − это как раз возможность реализовать свой потенциал. Что это значит? Максимально проявить и развивать себя. Ориентироваться не на социальные стереотипы, требования, а на собственные внутренние ощущения, стремления. Осознавать, ЧТО мне приносит удовольствия, ГДЕ я могу проявить себя больше всего, ОТ ЧЕГО я получаю удовлетворения.

Когда человек занимается тем, что действительно любит, он счастлив, а это уже успех.

— Тамара, наша редакция благодарит Вас за познавательную беседу! Успехов Вам!

― Спасибо большое! До новых встреч!

Интервьюер: Марина Качинская
Версия для печати
1
222
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: