Музыкальная терапия для детей


7.09.2017
Консультирует психолог Юлиана Гладышева



Многие из нас слышали о том, что музыка лечит. Определенные мелодии успокаивают нашу нервную систему и упорядочивают мысли. Специалисты по детскому развитию утверждают, что музыка важна и для формирования важных процессов становления ребенка. К примеру, многие дети приходят к общению и речи именно через музыкально-терапевтические занятия. Для этого даже придумали термин «музыкальная терапия».

Разобраться с тем, что же представляет собой лечение музыкой, редакции ChildBrand и нашим читателям поможет Юлиана Гладышева – психолог и гештальтерапевт (тел: 067 355 68 31).



— Юлиана, расскажите, что такое музыкальная терапия и зачем она используется в работе с детьми?

— Музыкальная терапия – это использование музыки специалистом в рамках терапевтических отношений для работы с эмоциональными, физическими, поведенческими сложностями и потребностями человека.

Музыкальная терапия в работе с детьми используется чаще всего с такими целями:

- для коррекционно-лечебного воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка, успокоения, расслабления, устранения последствий эмоциональных напряжений, стресса, преодоления бессонницы;

- для активации, развития умственной деятельности и физиологических процессов организма, в частности развития речи, коммуникаций, сенсорно- моторного развития.

В мировой практике на сегодня представлены разные направления МТ: отпассивного прослушивание музыки с целью лечебного воздействия, музыкорефлексотерапия (сочетание музыкального сеанса с воздействием на точки акупунктуры), до методов с более активным участием ребенка в терапии, когда она сам играет на музыкальных инструментах, сочиняет музыку. Это такие направления как вокалотерапия (эффективна вокалотерапия при лечении хронических бронхо-легочных заболеваний, неврозе, в частности заикании), музыкально-педагогическая реабилитация (дает прекрасные результаты у детей, отстающих в развитии, также при нарушении развития слуха и речи), музыкотерапия по методу Нордоффа-Роббинса (лечебное музицирование выполняет музыкальный терапевт совместно с ребенком, метод используется для налаживания межличностных коммуникаций при ранних проявлениях аутизма, поведенческих нарушениях, коммуникативных сложностях в семье или детском коллективе) и др.

На сегодняшний день мировая официальная музыкотерапия использует около 20 различных «общепризнанных» методик. Большинство из них, к сожалению, не получили активного распространения на постсоветском пространстве и в нашей стране в частности.



— Какие могут быть показания для применения музыкальной терапии?

— Терапия с помощью музыки наиболее эффективна в разрешении эмоциональных и коммуникативных проблем, а также проблем развития у детей.

Специалисты чаще всего ее применяют:

- для снятия психологического напряжения, при сниженном настроении (вызывает положительные эмоции), при плохом сне,

- при страхах, повышенной тревожности или повышенной агрессивности, неуверенности в себе, сниженной самооценке,

- на начальном этапе расстройств аутичного спектра,

- при нарушениях сенсорно-моторногоразвития (в частности слуха, речи),

- для улучшения памяти и обучаемости,

- при сложностях в общении со сверстниками или взрослыми,

- при психосоматических заболеваниях.

Воздействие музыкальной терапии основано на резонансе или диссонансе вибраций, которые есть и у человека (стук сердца, пульс, ритм дыхания и т.д.) и у музыкального произведения, вокальные, инструментальные и механические звуки которого, образуя определенную мелодию, гармонию и ритм, влияют на чувства, поведение человека, его организм в целом. Музыка является еще и универсальным посредником между людьми, невербальным языком коммуникации, а также универсальным средством самовыражения.

Лечебный эффект музыкальной терапии заключается в эмоциональной разрядке, регулировании эмоционального состояния, облегчении осознания ребенком своих чувств и фантазий,приобретение новых средств эмоциональной экспрессии и самовыражения, улучшение способов коммуникаций.

Если ребенку подходит музыкальная терапия и есть к ней показания, то ограничений к такому виду терапии по возрасту нет.

Самой первой музыкальной терапией является колыбельная мамы. Звуки голоса самого дорогого и любимого человека на Земле, ребенка и успокаивают и передают доброту, нежность, и материнскую ласку. Размеренный темп колыбельной, уменьшительно-ласкательные названия в тексте колыбельной, добрая и ласковая интонация – все это сообщает ребенку, что он любим и защищен. Сейчас многие мамы используют музыку, когда хотят занять ребенка, его отвлечь или с развивающей целью, т.е. используют сознательно или интуитивно музыку в терапевтических целях.

— С какого возраста разрешено проводить музыкальную терапию?

— Дети и сами подсказывают своим родителям и воспитателям, с какого возраста, и какой вид деятельности им интересен и полезен. Так, если ваш малыш активно постукивает бытовыми предметами, то ему уже интересны будут шумовые музыкальные инструменты и их можно использовать самостоятельно с развивающей целью. То же касается и прослушивания музыкальных произведений. Будьте внимательны к своему малышу – он обязательно подскажет вам сам, нравится ли ему та или иная музыка, или нет. Если не понравится – то может показать это телесно, например, с помощью мимики, или начнет беспокоиться, либо просто уйдет.

Обычно малыши хорошо реагируют на гармоничные природные звуки (звуки леса, реки, пение птиц и т.д.).

В своей практике детей раньше трех лет, с которыми бы я использовала ритмичные и шумовые музыкальные инструменты с терапевтической целью, не встречала. Но детей до трех лет и редко приводят к психологу.



— Что может снизить эффект воздействия музыкальной терапии? Почему?

У этого вида терапии, как и у любой другой, есть ограничения. Так, например, занятия музыкальной терапией не рекомендуются при остром отите, общем тяжелом состоянии ребенка, судорожной готовности и судорогах, при симптомах повышенного внутричерепного давления. Если родитель затрудняется определить, есть ли у его ребенка противопоказания к музыкальной терапии, ему следует проконсультироваться с педиатром. И, еще, если ребенку просто не нравятся музыкальные занятия, то пользы они тоже не принесут.

Что еще не рекомендуется делать и использовать:

- музыку с эпитетом «слишком»: слишком быструю, слишком громкую, слишком диссонансную. Подобная музыка может вызвать выброс адреналина, вызвать психофизиологическую реакцию по типу стрессовой;

- аудиозаписи плохого качества с посторонними помехами и шумами;

- музыку, вызывающую стимулирующее действие, использовать не менее чем за два-три часа до сна, поскольку подобная музыка влияет на биоэлектрическую активность мозга.

— На основании каких показаний назначается музыкальная терапия для детей? К кому нужно обращаться родителям в случае необходимости?

— В нашей стране музыкальная терапия может рекомендоваться для выше указанных целей специалистом (психологом, психотерапевтом, психоневрологом, музыкальным терапевтом и другим специалистом помогающих профессий) на основании диагностического обследования. Выбор музыкально-терапевтического метода, как правило, подбирается специалистом индивидуально. На сегодня музыкальная терапия – это одно из самых доступных, эффективных и требующих минимальных условий для реализации направлений арт-терапии.

— Юлиана, благодарим Вас за познавательную беседу и профессиональные советы! Успехов Вам!

— Спасибо большое! Всего доброго!

Интервьюер: Марина Качинская
Версия для печати
0
510
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: