Профессии будущего: бич украинского образования в лице родителей и государства


13.09.2017
Какие они, профессии будущего? На кого учиться сегодняшним школьникам и студентам, чтобы быть востребованными в дальнейшем, и как родителям не «убить» в детях профессиональный и личностный рост?

Профессии будущего: бич украинского образования в лице родителей и  государства

Мир стремительно меняется и многие профессии под гнетом технического прогресса теряют свою актуальность или вовсе исчезают из-за своей ненужности. Недавно мы рассказывали вам о 10 востребованных и вымирающих профессиях будущего, которые были определены в ходе исследования рынка труда США, проводимого американской компанией EMSI, и уже имеем приблизительную картинку перспектив для тех или иных специалистов на ближайшее десятилетие.

И хоть эксперты рынка занятости убеждены, что локальные тренды профессий Америки в скором времени уверенно распространятся в других странах мира, в том числе, придут и в Украину, ни для кого не секрет, что система образования в нашей стране оставляет желать лучшего в стремлении и адаптации к инновационным изменениям. Неготовность растить необходимые квалифицированные кадры, быть гибкими к трендовым направлениям в нише образовательно-трудового рынка создает определенные проблемы для будущего нашей страны. Украинские студенты, не видя перспектив для развития в своей родной неньке-Украине, бегут за лучшим будущим в университеты США, Канады и других государств, чтобы получить шанс занять своё место под солнцем в этой «гонке лучших».

Чтобы понять актуальную ситуацию на профессиональном рынке Украины в ближайшие годы, и что нужно изменить уже сейчас, чтобы наши дети смогли реализовать себя здесь, редакция ChildBrand обратилась за консультацией к человеку, который имеет непосредственное отношение к подготовке специалистов, готовых развиваться в мире инноваций и современных технологий 
— Иветте Деликатной. Иветта  мама двоих сыновей, основатель Talan Communications, Talentari, AGL Digital Lounge, The Incubator и сооснователь филиала Университета Сингулярности в Киеве, а также инициатор создания отраслевых ассоциаций UAPR и МАМИ. 



— Иветта, какие профессии в ближайшие 10 лет станут наиболее востребованными в нашей стране, а каким специалистам придется искать новую работу? Чем обусловлены данные перспективы?


— Будущие профессии в любой стране должны быть обусловлены долгосрочной стратегией ее экономического развития, которой в Украине нет. Поэтому мы только лишь можем предположить, какие сектора экономики в Украине будут развиваться, исходя из здравого смысла.

Очевидно, что сельское хозяйство все равно останется в приоритете в ближайшие годы. Традиционно сильна и пищевая промышленность.

Мне кажется, серьезными темпами будут развиваться легкая промышленность и индустрия красоты. Посмотрите, какой огромный спрос на швей. И это только начало.

Не забываем про туризм всех видов: спортивный, горный, морской, специализированный. Те, кто подхватят самые современные тенденции в этих сферах и привезут сюда глобальное понимание технологий и инструментария, будут формировать эти рынки, а не просто на них работать.

Также учитывая, что на наш рынок пока так и не пришли серьезные инвестиции и мировые корпорации, все же стоит ожидать прихода сюда настоящих «фирмачей». Потому классические «офисные» специальности останутся востребованы в те самые ближайшие 10 лет.

Ну и потом, если мы-таки научимся выходить на западные рынки, то все те, кто помогут это сделать нашему украинскому бизнесу, тоже в цене. Если говорить про специальности, которые умрут, то, скорее всего, как и во всем мире, это те, которые связаны с рутинным ручным трудом, ручной обработкой информации, отжившими технологиями. Очень хочется верить, что шахтеров сменят операторы солнечных батарей.

Могу порекомендовать интересный ресурс – американское бюро статистики труда. Там постоянно обновляются реестры профессий, которые отмирают и возникают. Если прибавить к их прогнозам лет 20-30, можно отзеркалить цифры на Украину.

— Можете ли Вы назвать 5-10 профессий, которые считаете универсальными и актуальными даже через 10-20 лет?

— В этой категории можно назвать следующих специалистов:

• Customer Relations менеджер – эдакий «строитель» отношений;
• хирург;
• спортивный тренер;
• дизайнер или лучше скажем «творец»;
• менеджер проектов – человек с системными мозгами, способный выстроить процессы. Прежде всего, в тех отраслях, что упомянуты выше;
• коммерческий директор/менеджер по продажам;
• психотерапевт.



— Как Вы думаете, готово ли наше государство на данный момент обеспечить универсальное образование для детей с учетом будущих тенденций на рынке профессий?

— Наше государство сейчас ни к чему не готово. Оно застряло в прошлой индустриальной экономике, где ее усиленно пытаются удержать наши олигархи. 25 лет были потрачены зря. Сейчас появляются ростки попыток побежать туда, куда бежит весь развитый мир. Мы туда в общей массе добежим, конечно. Только это случится очень-очень нескоро. Лет через 30. За это время мир убежит еще дальше…

С другой стороны, идеальной системы образования нет нигде в мире. Есть одиночные успешные кейсы, но на уровне системы для всех возрастов решений пока нет. Все находятся в поиске.

— Каким должно быть сегодняшнее образование, чтобы оно принесло свои плоды будущем? Есть ли садики, школы и университеты, обеспечивающие подобное образование?

— Конечно, есть частные школы, альтернативные проекты, которые пытаются следовать международным стандартам, используют современные или свои методики. Есть несколько университетов, которые достаточно прогрессивны. Можно проверить рейтинги, которые отмечают такие учреждения. Но таких прогрессивных 
 единицы. Там учится не больше 1% учеников и студентов. На национальном уровне они проблем не решают. Зато они задают стандарты, показывают пример, туда хотят попасть все больше человек. 

Каким должно быть образование? Требование №1: максимально приближенным к реальности и последующему использованию. Чтобы выпускников не приходилось переучивать. Требование №2: выращивающее детей, способных думать и действовать самостоятельно. Не убивать в них умение мечтать и верить в себя. Можно, конечно, нарисовать еще с десяток требований, но это основные. С ними можно дальше идти, куда угодно и как угодно быстро.



— Что бы Вам хотелось изменить в нынешней системе образования, если бы у Вас была такая возможность?

— Во-первых, дать свободу рынку, стимулировать конкуренцию, как минимум, среди университетов. Пусть они «убьются» за студента и тем самым повысят качество своей услуги. Потому высшее образование должно быть платным и не дешевым.

Во-вторых, привлечь практиков и капитал в школы и ВУЗы – дать людям из реальной жизни без всяких там педагогических сертификатов обучать детей. Соединить образование, науку и деньги.

Ну и, в-третьих, ни много ни мало, объявить Украину полигоном мирового образовательного эксперимента – привлечь сюда лучшие мировые умы. Почему нет?

— Что должны делать родители, чтобы их ребенок в будущем стал полезным для общества и успешным в своей карьере? Возможно, существуют какие-то «волшебные» методики домашнего обучения?

— Волшебная методика – любить своего ребенка таким, как он есть. Не лепить из него звезду любой ценой, если он ею не является в той сфере, которую выбрал родитель. Но сделать все, чтобы он взошел на пьедестал, если он родился звездой.

Что еще? Научить трудиться. До 7-го пота. Безделье и леность порождают все пороки. Талант - лишь 1% успеха. Все остальное завоевывают пОтом.

— Как считаете, на что должны обращать внимание родители при выборе садика, школы и института, чтобы их ребенок смог получить качественное и полезное в будущем образование?

— Прежде всего, отношение к ребенку. Если главное - стоять по стойке смирно, аккуратно писать и быть послушным мальчиком/девочкой, бежим из этой школы или сада далеко-далеко.

Если в школе ребенка уважают как личность, я бы даже простила ей недостаточное качество знаний и внешний вид.

Убегаем также от подобострастия и подчинения материальному и мажорному. В лучших британских школах – доски на полу, ветер по стенам и презрение к цене, равность каждого: от лорда до сына учителя. Любое показное благополучие вызывает насмешку. У нас любят наоборот. И на уровне управления школы, сада или ВУЗа не умеют с этим бороться. Это основной бич частных садов и школ сейчас.

— Какие ошибки допускают родители в воспитании детей, что в будущем может негативно сказаться на профессиональном и личностном росте ребенка?

— Иногда отыгрывают на нем все, что не успели сами.

Иногда все прощают и позволяют.

Иногда не прощают и не позволяют ничего.

Иногда не обращают внимания вообще ни на окружение, ни на качество школы.

Иногда с 6 месяцев заставляют учить китайский.

Иногда и в 20 считают, что английский не нужен.

Ошибка на ошибке ошибкой погоняет. Здравомыслящих родителей встречала крайне мало.

— Что нужно дать ребенку сейчас, чтобы в будущем он стал успешным человеком и смог быстро приспособиться к инновациям, освоить новые профессии?

— Все упомянуто выше: любить его, верить в него, научить трудиться.

И да, быть ОТВЕТСТВЕННЫМ родителем. Поэтому пусть для начала родитель поработает над собой, а потом подумает о детях. Если сам родитель не знает, что такое блокчейн, о каком стремлении ребенка к инновациям можно говорить?

— Иветта, наша редакция благодарит Вас за потрясающее интервью и мега-ценные рекомендации для родителей в воспитании будущего нашей страны! Успехов Вам!

— Спасибо большое! Всего доброго!

Интервьюер: Марина Качинская
Версия для печати
1
764
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: