Почему подростки мало читают

17.11.2011
В предыдущих статьях мы разбирались с тем, как привить любовь к чтению у маленьких детей. В этот раз мы исследуем "отношения" подростков и книг.
 
Ч
то читают современные подростки и читают ли?
Этим вопросом озабочены едва ли не все родители. Действительно, надо признать, что современный прогресс несколько оттолкнул ребенка от старого книжного переплета: и игры за компьютером, и «навороченные» телефоны сделали свое дело. Сегодня подросток с самого раннего утра бежит проверять сообщения в социальной сети или на телефоне, что говорит о его личной психологической привязанности к таким вещам. Этой проблемой озабочены многие отцы и матери, но они не ведают, как отделаться от этих всех современных «примочек». Да и надо ли? Вот вопрос…  

Некоторые из юных ребят с детства так увлечены всемирной паутиной, что вытащить их из нее дело довольно затруднительное. Если отобрать компьютер, он будет часами сидеть в Интернете в телефоне. Насилием можно родить только насилие, и если принимать жесткие меры по ограничению, это только озлобит подростка.

К тому же, если дети не читают книг, это не значит, что их ничего не интересует вовсе. Подростки нуждаются в информации, и им неважно, откуда они ее возьмут: с компьютера или же с обыкновенной книги. Поэтому лучше пусть он читает с монитора, чем не читает вовсе. А есть среди подростков и такие, кто заводит личную библиотечку у себя на компьютере, скачивая в нее любимые произведения. Ведь как бы то ни было, сейчас все же есть немало детей, увлеченных чтением книг, некоторые из которых даже в поисках новинок бегают по книжным магазинам, чтобы те сделали запрос на ту или иную книгу. Киноиндустрия сделала свое дело, и «Властелин колец», где сценарий далек от книги, «Хроники Нарнии», «Гарри Поттер» вызывают у наших детей неподдельный интерес.

Следует признать, что сегодняшних подростков не заставишь читать Дюма, Майн Рида или Фенимора Купера. Но в современных книгах, как и в добрых старых, тоже резко очерчена борьба между добром и злом. Сейчас ребята не любят очень маленькие по объему книги, так что писателям придется удвоить пыл, чтобы увеличивать объем своих книг, но с оговоркой: раз молодежь не читает о волшебном мире Жюля Верна (сейчас рынок детской литературы перенасыщен описаниями рыб и других морских существ), то надо выбрать сюжет очень динамичный. Стефани Майер тоже произвела революцию, посвятив книги подросткам-вампирам, хотя вроде тема и исчерпана, но было учтено, что ребятам больше нравится фэнтези.

Есть у нас и свои отечественные писатели, довольно популярные, интересные подросткам, но все же переводная литература - Дж. К. Роулинг, Стефани Майер и другие зарубежные писатели предпочтительнее подросткам. Несмотря на то, что и книги наши отнюдь не хуже. Но влияет на подростков очень сильно западная культура, которая хлынула к нам потоком. И, кстати, это не есть плохо. Но все же давайте посмотрим, не появится ли вскоре на горизонте писатель отечественный, который сравниться по популярности с зарубежным. Не будем говорить, как он пробьет себе дорогу, через интернет или издательство, но заглянем в будущее. Очень хочется верить в лучшее.

Подросток… читающий?

Кажется, что подрастающее поколение – «дети прогресса» - давно забыло о старых добрых книгах. Ведь в наши дни информационные технологии стремительно развиваются: недавно люди удивлялись цветному телевидению, а теперь уже не успевают за Интернетом. И бабушки у подъезда, и многие СМИ утверждают, что современные подростки не хотят читать. Вот только это миф, чтение их по-прежнему интересует.

Книжная индустрия процветает, и полки наших книжных магазинов постоянно пополняются новыми изданиями, равно как и библиотечные фонды. Переехали книги и в пресловутую сеть Интернет: теперь на просторах всемирной паутины можно найти электронные книги любых форматов, в том числе и аудиоверсии. Удивительно, но теперь можно хранить у себя на ноутбуке потрясающие своим размахом библиотеки и слушать произведения литературы с помощью МР3-плеера. Доступность самой разнообразной литературы потрясает.

Проблема только в том, что взрослые не обращают внимания на интерес школьников к литературе. Подростков часто некому направить в путешествии по книжному царству, а оно, как уже говорилось выше, велико, как никогда, и границы его все расширяются.

Родительское воспитание мы оставим в стороне. Подростки – бунтари по натуре, и советы старшего поколения отвергают просто из принципа. Поэтому разберем явление массовой культуры, которое отражено во всем своем многообразии в СМИ. Однако постойте, отражена ли?

О литературе пишут не так много. А качественных рецензий и того меньше. Конечно, в специализированных изданиях (например, «Литературный Крым», «Литературная газета») можно найти массу информации и о литературных новинках, и о классике.

Однако читает ли их молодежь? Можно с уверенностью сказать: не читает. В детских библиотеках можно найти множество литературоведческих журналов, например, «Зарубіжна література», однако большинству школьников не нужно литературоведение. Им не интересны дотошные разборы персонажей, сделанные «взрослыми дядями». Вряд ли такая статья заставит ученика, скажем, 7-го класса взять книгу в руки. А вот если произведение вошло в какой-нибудь «топ-10» или «топ-100»… Уже совсем другое дело.

Давайте заглянем в какое-нибудь издание для подростков, чтобы выяснить, если там путеводитель по миру книг. Берем для примера популярный журнал для девочек «Мадемуазель». Пролистываем. И не находим ничего о литературе. Там есть информация о том, что современная девчонка должна посмотреть и послушать, в курсе каких сплетен быть и за какими тенденциями моды следить. Однако ни слова о чтении, как будто начитанная девушка уже не в моде.

Многим подросткам просто негде узнать, что читать. И после нескольких неудачных опытов, зачастую связанных со школьной программой, они действительно оставляют всякие попытки приобщиться к миру литературы. Вот тогда-то и просыпаются СМИ, которые не рассказали подрастающему поколению о том, как ориентироваться в литературных лабиринтах, однако с удовольствием сообщили всем, что современная молодежь не читает. И, как всегда, преувеличили, добавив: «Совсем».

Однако если бы пресса и телевидение рассказывали подросткам о пользе чтения и читательской культуры, сообщали о книжных новинках и давали бы хорошие рецензии, то все пошло бы иначе. Есть и другой вариант развития событий: не направляемый никем подросток погружается в мир дешевой литературы, литературы-бизнеса, а не подлинного искусства.

Вот и забиваются головы подрастающего поколения образами-пустышками, не несущими в себе ничего, кроме развлечения, картонными персонажами, не способными вести по жизни. А СМИ в это время трубят о деградации нации, падении культуры и т. д. Хотя в их силах сделать чтение качественной литературы модой. Рассказать писателям о том, что интересует подростков, и рассказать подросткам о том, каких следует выбирать писателей. Более того – это должно быть написано таким языком, который бы зацепил школьника-бунтаря.

Статьи в учебниках, восхваляющие князей Болконских и Евгениев Онегиных, подрастающее поколение совершенно не трогают. Почему? Да потому что они написаны взрослыми для взрослых. А нужно – взрослыми для подростков. Такие материалы нужны в молодежных изданиях, такие передачи могут пользоваться успехом на телевидении. Целая ниша в Интернете практически пустует. Все, чем вынуждены там довольствоваться подростки, – рецензии знакомых в социальных сетях.

Если в СМИ развернуть полномасштабную кампанию по популяризации чтения как такового и читательской культуры в частности, это обязательно принесет свои плоды. Что ни говори, а массовая культура во многом зависит от тех стереотипов и образов, которые насаждаются среди населения с помощью прессы, радио, телевидения. Так почему бы со стереотипом не читающего подростка бороться с помощью стереотипа подростка читающего? Необходимо ввести чтение в моду, сделать начитанность признаком высшего общества, «крутизны».

Можно заинтересовать подростка и классикой, если из этой классики отобрать потенциально интересное для подростков и преподать это интересно, по-современному. Расставить акценты таким образом, что в душе молодого читателя/зрителя/слушателя загорится желание сию минуту бежать в библиотеку или в магазин именно за этим произведением.

Классику подрастающее поколение часто представляет как нечто серое и скучное, безо всякой динамики и накала страстей. А еще – и это важно – читать ЗАСТАВЛЯЮТ. Так вот, СМИ не должны заставлять. Их задача – поймать потенциального читателя на крючок. Например, спросить у кумиров молодежи, что читают они. И если там окажется классика, не забыть упомянуть об этом в материале.

Почему бы не запустить в рамках какой-либо молодежной программы теледебаты, посвященные литературе? Можно сделать анонс «Преступления и наказания» в духе современного психологического триллера. А возможно, стоило бы запустить интернет-ресурсы, посвященные молодежи и чтению. Там подростки смогли бы общаться, делиться отзывами, комментировать журналистские рецензии, знакомиться с отрывками, а быть может, с полными текстами произведений.

Вариантов много, главное – фантазия и понимание увлечений подростков. Пригодится и умение этими увлечениями манипулировать. Да, манипулировать. Не стоит бояться этого слова. Если мы хотим изменить тенденцию и вернуть подростков от пустой литературы к искусству, наполненному смыслом, не стоит отказываться от небольшой дозы манипулятивных технологий, скажем, социальной рекламы. А почему бы и нет? Запад активно использует рекламные технологии во благо общества; в последние годы активизировалась в этом направлении и Россия. Украине тоже отставать не следует, и разработка нескольких рекламных кампаний, направленных на популяризацию чтения и читательской культуры, будет как раз кстати. Ведь борются же с курением, пьянством и наркоманией, почему бы не пропагандировать качественную литературу?

Каждый родитель мечтает, чтоб его подросток забыл о компьютере и предпочел книгу. Но как этого достичь? Думаете, об этом должны позаботиться учителя? Вряд ли эта задача выполнима, учитывая количество учеников и уроков литературы. А еще – несовершенную учебную программу. А несовершенна учебная программа потому, что не ставит цель для учителя вызвать интерес у подростка к чтению. Почти все произведения сложные, не понятные, а потому и не интересные детям. Чего только стоит "Дон Кихот" в 8 классе… Да, само по себе произведение замечательное, но это понимаешь только с возрастом. Та же ситуация и с «Преступлением и наказанием».

А ведь достаточно только ненадолго сосредоточиться и подумать, как в сознании рождается множество способов привлечь молодежь к чтению и привить им интерес к искусству, а не к бездушному продукту бизнеса. СМИ любят говорить о том, куда катится молодежь, но совершенно не хотят что-либо с этим делать. Место на полосах газет занимает то политическая пропаганда, то модные новинки, эфир забивается «мыльными операми»… Подростки же тем временем продолжают бунтовать против классики и читать бессмысленные повести. А ведь самое главное – совместными силами вызвать интерес у подростка к книге, убедить, что книги полезны и необходимы.

Еще материалы по теме:
Как приучить ребенка читать?
Как приучить ребенка к книге
 
Версия для печати
4

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: