«Размещать муралы в Киеве нужно очень избирательно»: интервью с Ириной Никифоровой


18.08.2016
Какие муралы украшают наш город, а какие, увы, нет  




     Практически каждую неделю в нашем городе появляются один, а то и несколько муралов. Уже около 100 ярких картин разнообразили наш урбанистический пейзаж. И их будет еще больше. Организаторы проекта Art United Us запланировали украсить столицу 90 муралами. Еще 30 стенописей появится в Киеве, Чернигове, Одесе в рамках фестиваля стрит-арта Mural Social Club.

Многие сайты, и наш тоже, составляют списки 10 лучших муралов Киева. Оценивая их, стоит понимать, что мурал – не просто искусство. Также это составная часть городского ландшафта. Он должен гармонично дополнять архитектуру и исторический контекст улицы.

О том, вписываются ли наши муралы в лик города, нам рассказа член Коллегии Главного совета Украинского общества охраны памятников, общественный активист Ирина Никифорова.

 

- Сейчас  в условиях экономического кризиса, мы можем облагородить нашу столицу  с помощью сравнительно недорогого уличного искусства - муралов. Как Вы относитесь к тому, что муралы становятся главным украшением Киева?


В последнее время в Киеве действительно появилось много новых арт-объектов: парковые скульптуры и образцы настенной живописи, так называемые муралы. Зачастую они украшают город, я не спорю. Они придают и особую яркость, и колорит, и неповторимость домам и районам, где они расположены.


- Все ли столичные муралы вписаны в архитектурный ансамбль и исторический контекст района, в котором они расположены?


Это действительно ключевой вопрос. В качестве примера рассмотрим территорию, примыкающую к Заповеднику «София Киевская» – это охранная зона. В 1990 году Собор Святой Софии вместе с Киево-Печерской Лаврой был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И, конечно же, это придало особый, международный, статус как самому Собору, так и окружающей его, так называемой «буферной» зоне. Были разработаны меры и режимы охраны и использования этой территории. Они достаточно жесткие. Любая хозяйственная, градостроительная, художественная, экономическая деятельность – все в этой буферной зоне должно быть подчинено интересам Заповедника и ни в коем случае не нарушать визуальное восприятие Софийского Собора, не понижать его ценность и не нарушать визуальную целостность. Для художника, безусловно, вопрос статуса и престижа - разместить свои арт-объекты именно в этой зоне, поскольку она особенно популярна и привлекательна для киевлян, гостей города, туристов. Художники искренне стремятся своими произведениями украсить это место. Но зачастую у них это не совсем получается. Я считаю, что очень взвешенно, избирательно и крайне ответственно и художник, и разрешительные органы, и власти города и района должны подходить к размещению объектов здесь. Необходимо, наверное, создать специальную комиссию, которая бы внимательно изучала каждое отдельное предложение, место размещения мурала, его сюжет, видела бы эскиз. Прежде чем что-то рисовать здесь, тем более, на исторических домах – памятниках истории и архитектуры, стоило бы получить разрешение от органов охраны культурного наследия.


Нужно внимательно изучать каждый сюжет. На мой взгляд, муралы не должны вызывать негативные эмоции. И не только в этой зоне. Они ни в коем случае не должны вызывать неприятие или агрессию, пропагандировать или агитировать за насильство. 


- А как насчёт муралов на военную тематику? Сейчас в Киеве создают 90 муралов в рамках проекта
Art United Us, который хоть и заявлен как антивоенный, но все равно поднимает тему войны и насилия.


У нас идет война. Так что сюжеты на патриотическую тематику конечно, необходимы. Но не в историческом центре, не в непосредственной близости к выдающимся святыням. У нас достаточно много промышленных зданий, зон, территорий. Можно рисовать там.


Я могу привести положительный пример создания муралов, но, к сожалению, не в нашей стране, а в Канаде. Там в провинции Онтарио есть небольшой городок Мидленд. Большинство зданий в нем были построены 100 – 150 лет назад, но в целом он ничем особо не примечателен. И вот известный к
анадский художник Фред Ленз задался идеей сделать из него туристическую жемчужину. Он и его ученики и последователи создали там более 30 муралов. Практически все они на историческую тематику. Они освещают историю города и историю развития всего региона. И вот сейчас Мидленд включен в основные туристические маршруты Канады. Даже существует своеобразный квест: найди все 30 муралов. Они стали изюминкой города, придав ему яркость и неповторимость. 



Мурал на зтене завода в Мидленде

Любой вид искусства, безусловно, нужен, ценен и полезен. Но, повторюсь, очень избирательно нужно подходить к размещению в историческом центре.


- Какие бы муралы, нарисованные в нашем историческом центре, Вы бы назвали удачными?

 
Удачными я бы назвала тот, который находится на углу улиц Большая Житомирская и Гончара (Большая Житомирская 23 – прим.). Это не совсем мурал, это мозаичное панно, и поэтому оно имеет еще более высокую художественную ценность, на мой взгляд. Оно не агрессивное. Оно не нарушает атмосферу и дух этого района. Оно очень насыщенное по смыслу, ведь там изображены дети, которые рисуют лик города, напоминающий женское лицо. Существует теория, что из космоса панорама Киева похожа на женское лицо. На панно также есть и заповеди из Библии и образ украинки. Оно очень позитивное и лично у меня вызывает только приятные эмоции.


Мурал на Большой Житомирской 23


Но, к сожалению, многие муралы в этом районе не очень удачны. Нарисованный на доме на углу улиц Стретенской и Стрелецкой (Стрелецкая 12 – прим.) мурал, с одной стороны, полезен и позитивен – он пропагандирует украинский спорт. На нем изображена наша выдающаяся спортсменка Анна Ризатдинова. Это изображение очень яркое, динамичное, и, безусловно, имеет определенную художественную ценность. Но, по моему мнению, оно абсолютно диссонирует с этим местом, ведь этот район тихий и спокойный - рядом находится София, здесь своя сложившаяся атмосфера, свой дух. Также абсолютно не вписывается сюда мурал на Стрелецкой 6. На нем изображены многоголовое чудовище и «положительный» герой, который рубит ему головы. 



Мурал на Стрелецкой 12



Мурал на Стрелецкой 6


Еще более неудачно расположен мурал на Большой Житомирской 19Б, он абсолютно не вписывается в окружающую историческую застройку и диссонирует с ней, потому что перекрывает вид на купола Софийского Собора с улиц Большая Житомирская и Гончара. Он нарушает визуальное восприятие нашего исторического памятника, нашей выдающейся ценности. 



Мурал на Большой Житомирской 19Б


- Вы сказали, что сюжеты муралов стоило бы выносить на рассмотрение специальной комиссии. Какая это должна быть комиссия?


При Департаменте культуры (Управлении охраны культурного наследия) создан Консультативный совет. Я, кстати, являюсь его членом. В его состав, помимо представителей общественности, входят архитекторы, художники, реставраторы, искусствоведы. Есть еще Научно-методический совет при Министерстве культуры, который рассматривает вопросы градостроительной деятельности. Почему бы им хотя бы раз в месяц не посвятить время муралам? Это было бы логично и правильно. Может быть, авторы муралов и не особо хотят выносить на всеобщее обсуждение свои сюжеты, ведь они понимают, что не все они получат одобрение. Художник стремится воплотить свою идею, но на это нужно согласие специалистов и киевлян, которые будут испытывать определенные чувства и эмоции, созерцая эти произведения.


- То есть вы считаете, что у жителей дома, на котором хотят нарисовать мурал, тоже нужно спрашивать разрешение?


Безусловно. Нужно согласовывать с ними сюжет. Жители должны решать, как будет выглядеть их дом. Большинство домов в историческом центре имеют свой неповторимый стиль, свои архитектурные украшения и декор, а муралы зачастую понижают их архитектурную, эстетическую, историческую ценность.


- Как вы относитесь к размещению в центре Киева современных скульптур, например, новой скульптуры
Аниша Капура, создавшего известную чикагскую «Каплю ртути»?


Я очень положительно отношусь к размещению любых арт-объектов, если они не диссонируют с окружающей средой. Наша организация «Андреевско-Пейзажная инициатива» пытается привлекать к созданию арт-объектов художников, скульпторов. Мы инициировали создание Сквера киевской интеллигенции на улице Гончара, 1-3, с бронзовыми скульптурами птиц. Здесь и филин, и сова, и воробей, и зимородок. Мы хотим делать город неповторимее и привлекательнее как для киевлян, так и для туристов. Современная скульптура тоже должна развиваться.


В свое время разразился скандал вокруг установки памятника Данте Алигьери. Это не памятник даже, а, скорее, садово-парковая скульптура. Его хотели установить представители итальянской стороны, они полностью взяли на себя все расходы – оплатили и сам памятник, изготовленный из
из каракского мрамора, и его установку. Единственным их пожеланием было – установка памятника в историческом центре. Они выбрали улицу Костельную. Но жители этой улицы были категорически против. 

Я считаю, в Киеве предостаточно места для установки скульптур и памятников как историческим личностям, так и сказочным персонажам. Например, Ежик в тумане – это скульптура, возле которой постоянно толпятся и фотографируются туристы. Или Балерина на Стретенской  - тоже интересный арт-объект. Ее очень любят дети - зимой они ее укутывают, надевают на нее шапочку, завязывают шарфик. Вот таких скульптур должно быть как можно больше.



Балерина на Стретенской 


- Какие Ваши любимые арт-объекты в Киеве?


Я очень люблю Пейзажную алею. Каждая скульптура там вызывает определенные чувства. Там есть своя сложившаяся аура, атмосфера. Пейзажная алея – уникальный детский ландшафтный парк, который был создан силами киевлян, меценатов, на который не пошло ни копейки из городского бюджета, стала жемчужиной и достопримечательностью Киева. Она включена в туристические маршруты, сюда приезжают молодожены.


Я люблю сквер Интеллигентов. Здесь тоже планировалось строительство высотки. Но неравнодушные киевляне отстояли это место и привлекли меценатов, чтобы сделать его красивым, уютным.


Мне очень нравился грустный Ослик на улице Рыльского. Я сейчас говорю не о монументальных памятниках, а о малых арт-объектах. Я считаю, их должно быть как можно больше. 



Ослик на Рыльского


- Помимо создания новых арт-объектов, что необходимо сделать, чтобы наш город стал красивее?


Это серьезный вопрос. Хотя бы в историческом центре, в целях сохранения исторического облика, необходимо пойти на ряд жестких и непопулярных мер: демонтировать кондиционеры на фасадных стенах и самовольно построенные и застекленные балконы. В других европейских столицах мы не увидим такой строительной вакханалии, какая есть у нас. Объяснить людям, что они должны демонтировать давным-давно построенные балконы, которые добавляют их квартире какие-то метры, достаточно сложно. Но речь идет об интересах города и государства в целом. Должен быть принят соответствующий закон.


Нужно ограничить, если не запретить полностью, наружную рекламу, для начала в центре города. Реклама у нас достаточно агрессивная и тоже мешает восприятию исторических памятников. Нужно реставрировать фасады домов. Даже выдающиеся в архитектурном и художественном плане здания находятся в запущенном, зачастую аварийном, состоянии.


Для всего этого нужна политическая воля. Такие решения, как запрет рекламы, демонтаж кондиционеров и застекленных балконов, будут непопулярными, но они необходимы. Наш город изменился за последние годы и, к сожалению, не в лучшую сторону. Я не говорю уже о варварской застройке исторического центра. Сейчас городу нужна сильная власть, которая готова будет пойти на такие, часто непопулярные, но жесткие меры. К счастью, уже наметился определенный прогресс в этом направлении.

Версия для печати
3
496
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: