«Шпионы-союзники»: любовь и другие диверсии


1.12.2016
Фильм Роберта Земекиса



В каждой лжи есть доля правды. Или доля лжи? В общем, непонятно. Герои фильма запутались в этой непростой дихотомии. И пытаются запутать зрителей.


1942 год. Вторая мировая война. Макс Ватан (Бред Питт) прыгает с парашютом куда-то на территорию Марокко, обзаводится поддельными документами, переодевается, прихорашивается, а все для того, чтобы увидеться с горячо любимой женой Марианной Боссажур (Марион Котийар). Прям идеальный муж! Но на самом деле они не супруги, она – борец сопротивления, а он – офицер британской разведки. Вместе они в Касабланке должны убить посла, его охранников и при этом умудриться не погибнуть сами - но это уже задача второсортная. Перед операцией они устраивают себе тоже не безопасное приключение – ночь безудержной страсти. Хотя знают, что агенты, которые становятся любовниками, живут обычно не очень долго и точно несчастливо. 



Но фортуна на их стороне: они успешно выбираются из всех передряг. И вот год спустя в Лондоне они счастливо женаты, у Макса высокая должность, а Марианна растит маленькую дочь. Но в штаб разведки приходят ведомости о том, что мисс Боссажур давно погибла. Что это: ложь, провокация, проверка или все же правда?

Роберт Земекис как будто выстраивает фильм по голливудским шаблонам, но в итоге безжалостно рушит все привычное и предсказуемое действие.  Мы знаем, что история любви должна развиваться постепенно, с акцентом на всех главных пунктах: зарождение искры, первый поцелуй, первый разговор по душам и т. д. Этого сюжета хватает на всю полнометражную ленту, такую, как «Мистер и миссис Смит», к примеру. Но здесь уже на 20-й минуте Марианна предлагает перепихнуться, а Макс для приличия отвечает: «Лучше не надо, опасно», а сам думает: «О да, я с радостью!». На 25-й минуте они таки это делают. А где-то на 35-й женятся. 



Как только возникает интрига вокруг личности Марианны, мы уже предчувствуем, как нас затянет в бешенный калейдоскоп шпионских приключений, где едва успеешь разобраться, что к чему, как расстановки сил меняются. Но вместо этого события развиваются очень медленно, перемежаясь с долгими вздохами, взглядами и стенаниями.

Режиссер ломает каноны жанрового кино. Мы думаем – это шпионский триллер. Оказывается, нет. Решаем – это мелодрама. Опять нет. Считаем – это боевик. Однозначно нет. Догадываемся – это драма. Да, она самая, хотя с некими оговорками.

Роберт Земекис не стал бы сам создавать историю, рушащую каноны, те самые, которые он так старательно выстраивал в своих фильмах «Назад у будущее», «Форрест Гамп», «Изгой» и недавней «Прогулке». Эту историю, которая никак не ложится на язык кино и даже в рамки законченного композиционно выверенного повествования, киношного либо литературного, не вписывается, он взял из жизни. Ему ее рассказал и подбил создать экранизацию сценарист Стивен Найт.



Все разношерстные, диссонирующие события жизни реальных шпионов-союзников Земекис таки смог объединить в одном фильму. А вяжущей нитью между ними стала идея. Она гласит: зачастую невозможно отличить правду от лжи.  Ведь, когда чувства взаимные и искренние, обвести вокруг пальца проще простого.

В фильме, привлекающем внимание не так фамилией Земекис, как именами главных актеров, ожидаешь увидеть многогранных персонажей.  Но после его просмотра, запомнишь только как Марианна постоянно болтает, перетягивая на себя все внимание, пока Макс стоит в сторонке в образе загадочного немногословного мужчины. И далее этого поверхностного впечатления идти не хочется. На вопрос: «Что будешь делать после войны?» Марианна отвечает, что конец войны – это самоцель. А Макс Ватан (Vatan с турецкого переводится как «родина») говорит, что вернется в Канаду и купит ранчо. В этих словах передана драма людей, оторванных от своей земли, родных и самих себя, показано, как они стремятся к своему прежнему тихому счастью. Но зритель, впервые увидевший персонажей в ярких и красивых образах шпионов, не хочет менять о них свое представление и примерять им костюмы среднестатистических обывателей.

Кроме того, у Котийар и Питта не очень получается разыгрывать большие чувства и преданность. Искра между ними вроде как есть, но ее не особо разжигают. Поэтому их семейная драма вряд ли кото-то растрогает. Режиссер явно рассчитывал создать душещипательную картину, смотря которую люди будут держать в руках не ведёрко с попкорном, а носовые платочки, но у него это не очень получилось. Во время неспешной и растянутой второй части зрители и вовсе достанут смартфоны, чтобы проверить толи сообщения, толи время.



Создатели фильма тщательно поработали над антуражем и картинкой. Кажется, даже более тщательно, чем над сценарием. Они передрали из «Касабланки» простые и в то же время изысканные костюмы и локацию. И это было правильным решением. Марокканские сцены получились самыми красивыми и интересными. Но они очень отступили от «Касабланки» и остальных военных фильмов того времени, когда изобразили неудержимое веселье в разгар войны, до боли напоминающее развлекухи праздных, скучающих и на все готовых ради сильных эмоций наших современников.  Без этого можно было обойтись. Эти кадры фильм хоть и не портят, но новыми смыслами не наполняют. А еще можно сказать, что Земекис и компания совсем перестарались, когда изобразили песчаные бури, артобстрелы, ливень во время кульминационных событий для пущего драматизма. Это выглядит слегка абсурдно. 



Вряд ли нас увлечет идея фильма. Но мы все же проанализируем дихотомию правды и лжи. Мы привыкли видеть страстную, напряжённую и полную приключений историю любви между двумя шпионами. Она кажется правильной и правдоподобной. А вот душещипательные диалоги и слезливые признания между ними заставят нас задуматься, похоже ли это на действительность или все надумано.

Версия для печати
1
83
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: