Онлайн-медицина: все, что нужно знать об «еHealth»


19.07.2017
Новый уровень системы здравоохранения! Эксклюзивное интервью с Терентюком Вадимом Георгиевичем

Новый уровень системы здравоохранения: все, что нужно знать об «еHealth»

Мир вокруг нас неустанно движется вперед, создавая новейшие технологии для упрощения нашей жизни. Все аспекты человеческой жизнедеятельности успешно развиваются благодаря современным технологиям. И медицину они не обошли стороной. Речь идет не о современном оборудовании для обследований, а о каналах взаимодействия врачей, пациентов и медицинских учреждений.

Одним из таких прорывов стало появление в Украине электронной базы данных «еHealth», которая позволит хранить историю своей болезни, узнавать результаты анализов и выбирать себе лечащего врача на основании рейтингов и отзывов не выходя из дома. Для того чтобы узнать о всех преимуществах «еHealth», редакция СhildBrand обратилась за консультацией к заместителю директора ООО «АЛТ УКРАИНА ЛТД», руководителю направления «Лабораторные и Медицинские информационные системы», кандидату медицинских наук, специалисту по управлению охраной здоровья Терентюку Вадиму Георгиевичу.

Терентюк Вадим Георгиевич

— Здравствуйте, Вадим Георгиевич. Расскажите подробнее об электронной системе «eHealth». В чем ее суть и как это работает?

— Аббревиатура «еHealth» дословно переводится как «электронное здоровье». Скорее, это калька с множества информационных сервисов, которые появились в последние годы и широко используются в мире: «I-gov» – электронное правительство, «Smart-city» – умный город и пр. Для непосвященных «еHealth» представляется непостижимости понятием космической сложности. На самом деле, все гораздо проще.

В действительности «еHealth» – это собирательное понятие, которое объединяет информационные технологии и сервисы в медицине и здравоохранении в целом. Для общего понимания читателя, неискушенного в IT-технологиях, cледует разделить термин на несколько принципиальных направлений.

Направления «еHealth»: врач, пациент, государство


1. Первое направление «еHealth» – использование специальных информационных технологий и программных продуктов исключительно в профессиональной деятельности врачей, фармацевтов, управленцев, государственных служащих.

2. Второе направление «еHealth» – это сервисы и услуги для пациентов, т.е. сервисы для широкого использования среди населения, которые повышают доступность информации и улучшают качество нашей жизни.

К специализированным продуктам «еHealth» относятся:
  • медицинская информационная и лабораторная информационные системы;
  • программы учета медицинских кадров;
  • фармацевтические учетные программы;
  • телемедицина;
  • и другие сложные программные продукты, основная задача которых − автоматизировать работу специалистов в узкой сфере профессиональной деятельности.
К примеру, для того чтобы быстро и надежно обмениваться информацией между врачами, клиника внедряет в работу медицинскую информационную систему. В таком случае врачам нет необходимости отыскивать бумажные медицинские документы, чтобы узнать информацию о предыдущем лечении и историю болезни пациента: достаточно зайти в электронную карточку пациента, где сохранена вся история его пребывания на лечении, отображены визиты к врачу и результаты диагностики.

Такие медицинские информационные системы уже стали обычными рабочим инструментом для медицинских работников в современных коммерческих клиниках. И их пациенты уже на себе ощутили пользу, которую приносит электронизация медицинского обслуживания.

3. Есть еще одно важное направление профессионального использования «еHealth» – это управление здравоохранением на уровне государства и, в частности, на уровне Министерства здравоохранения.

Система еHealth

— Как пришла идея о внедрении данного проекта в сферу охраны здоровья? Кто разрабатывал систему?

— Реформа здравоохранения, инициированная реформаторским крылом правительства, невозможна без применения современных информационных технологий учета и управления. Идея использования «еHealth» – часть запланированных прогрессивных изменений в здравоохранении, которые проводит в жизнь команда нынешнего руководителя МЗ Украины Ульяны Супрун.

Конференция Ульяна Супрун

— Для кого предназначена система? Кто может в ней зарегистрироваться? Какие перспективы она открывает?

— Модель выглядит следующим образом. Для реализации целей управления и регуляторной политики в здравоохранении Украины создан центральный компонент еHealth МЗ Украины национального уровня, который является главным аккумулирующим звеном получения необходимой информации от медицинских учреждений.

Центральный компонент еHealth МЗ Украины – это специализированный программный продукт, к которому уже подключены различные медицинские информационные системы (МИС) на местах – в амбулаториях, центрах первичной медико-санитарной помощи и пр.

Главные задачи, которые решает центральный компонент еHealth, – это регистрация и учет лечебных учреждений, врачей, а также договоров на оказание медицинских услуг семейными врачами. Все лечебные учреждения вне зависимости от формы собственности и типа управления, которые будут предоставлять услуги пациентам за средства бюджета, обязаны будут регистрироваться в центральном компоненте еHealth МЗ Украины и отчитываться за объемы оказанной медицинской помощи и ее качество.

Таким образом, центральный компонент еHealth будет накапливать и обрабатывать информацию о медицинских учреждениях, которые финансируются за счет государственного и местного бюджетов. Такая информация необходима для реализации главных принципов реформы здравоохранения – «деньги идут за пациентом» и «финансирование не коек, а услуг», а центральный компонент еHealth становится тем технологическим учетным инструментом, который позволит реализовать на практике указанные принципы.

Вторым важным звеном «еHealth» являются медицинские информационные системы , которые по определенным техническим правилам подключаются к центральному компоненту и дают возможность лечебным учреждениям отправлять данные в центральный компонент еHealth МЗ Украины. На рынке IT-услуг Украины таких информационных систем достаточно, чтобы обеспечить лечебные учреждения качественными и надежными решения. Многие из компаний-производителей долгий период работали на зарубежные рынки и имеют серьезный опыт в разработке специализированных продуктов для здравоохранения.

Онлайн-медицина или что такое еHealth

— Кто уже в системе? Какие ближайшие планы на будущее?

— С уверенностью можно сказать, что сделан первый важный шаг для запуска «еHealth» – объединены в единый технологический процесс его центральный и периферические компоненты, запущена регистрация амбулаторий и центров первичной медико-санитарной помощи в центральном компоненте. Следующие этапы: регистрация врачей в центральном компоненте еHealth, договоров- деклараций на первичном уровне оказания медицинской помощи.

На сегодня в системе уже зарегистрировались 26 медучреждений в 15 населенных пунктах. Среди них как отдельные медицинские учреждения, так лечебные учреждения целых городов.

Один из примеров – Черкассы: тут установлена комплексная информационная медицинская система «ЕМСІМЕД», которая объединила все центры первичной медико-санитарной помощи и поликлиники города. Здесь внедрена электронная регистрация пациентов, электронная карточка пациента, а с июня нынешнего года в поликлиниках полностью исчезли очереди: жители города могут записываться на прием к врачам через интернет.

— Каким образом данные нововведения способны облегчить жизнь обществу?

— Теперь о главном. Что даст внедрение центрального и периферического компонентов «еHealth» обычному гражданину Украины? Какие изменения ожидают наших пациентов после полномасштабного внедрения «еHealth» на всех уровнях?

На уровне государства полномасштабное внедрение «еHealth» позволит получить инструменты для целевого использования и контроля средств на лечение и профилактику заболеваний, а результаты лечения оценивать по конкретным качественным признакам.

Вторая важная составляющая «eHealth» – это множество сервисов для пациентов, которые повышают удовлетворенность от услуг. К таким, наиболее распространенным сервисам относятся информационные: получение доступа к актуальному расписанию врача, поиск необходимой информации о клинике и отзывы пациентов о качестве лечения и сервисе. Более сложные сервисы для пациентов: получение медицинских заключений и выписок, результатов диагностики и анализов.

В целом, совокупность сервисов «еHealth» существенным образом повышает качество результатов медицинского обслуживания и удовлетворенность пациентов. И очень важно, чтобы такие сервисы были доступны пациентам не только в коммерческих лечебных учреждениях, но и в коммунальных амбулаториях и поликлиниках.

Поликлиника без очередей, медицина без бумаг

— Какова конечная цель данного проекта?


— «еHealth» своей целью ставит получение достоверной информации о количестве пациентов, которых обслуживает семейный врач, а современные информационные технологии позволяют снизить и практически устранить возможность искажения и фальсификации данных о наблюдаемых врачом пациентах. При таком подходе врач будет заинтересован в качестве услуг и здоровье пациентов.

Основной задачей «еHealth» является улучшение качества жизни и создание новых видов сервисов для пациентов по всей стране.

— Вадим Георгиевич, наша редакция благодарит Вас за подробное интервью и за то, что уделили нам время! Удачи Вам и всего доброго!

― Спасибо! Взаимно!

Интервьюер: Марина Качинская
Версия для печати
2
550
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: