Переутомление детей в школе: беседа с психологом


18.09.2017
Как определить симптомы переутомления у ребенка и сбалансировать режим между учебой и отдыхом?



В стремлении вырастить своего ребенка «достойным членом общества» и дать ему всё самое лучшее, современные родители часто пытаются наверстать то, что было упущено в их детские годы. Мамы и папы хотят сделать свое дитя всесторонне развитым и универсально образованным, а система образования так же старается соответствовать масштабам развития социума. Учебные заведения предлагают различные экспериментальные программы обучения, дети уже с двух лет учат английский и другие иностранные языки, а у школьников практически нет свободного времени для настоящего детства.

На фоне этого у детей появляются яркие признаки переутомления, которые, в погоне за результатами, не вызывают особого опасения у мам и пап. Не удивительно, что за последние 5 лет детская переутомляемость становится чуть ли не самым распространенным недугом среди школьников. Чтобы понять, как можно помочь своему ребенку, редакция СhildBrand обратилась за консультацией к Анне Шевченко − психологу, психотерапевту, автору и руководителю психологического проекта «RefleXXia».



— Анна, расскажите, как проявляется переутомление у детей и чем оно вызвано?

— Сегодня мы живём в очень активное время, когда хочется успеть больше и взять от жизни лучшее. Замечательное время! Только иногда мы слишком заигрываемся, не рассчитываем силы своего организма и сами становимся заложниками этой гонки за успехом и признанием. Спасаясь от непосильных (да и, по сути, ненужных) нагрузок, наш организм отвечает переутомлением.

Ладно бы родители это делали только с собой. Часто они вольно или невольно навязывают такой ритм своим детям: выбирают для них специализированные школы с усиленной программой, "развивают" их в разных кружках, требуют от детей отдачи в виде высоких результатов за вложенные силы и деньги и, конечно же, хотят видеть своё чадо лучшим! Но иногда все идёт не так, как родителям хотелось бы...

Школьник устаёт от дикого ритма и выдаёт симптомы переутомления:

- торможение психических познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия, речи. Все! Школьник ничего уже не понимает и забыл все, что учил. Как говорят в народе "ничего в голову не лезет";

- эмоциональная нестабильность: от полной апатии (когда ничего не хочется) до вспышек гнева (когда хочется разрушить весь этот храм). Причиной тому - нервное истощение, ребёнку сложно регулировать свои эмоции, он как оголенный нерв;

- гипотонус мышц тела (телесная слабость). Тело становится буквально как тряпочка, ребенок лежит на парте, растекается на стуле, все время хочет спать, зависает взглядом в одной точке...

- заболевания на фоне сниженного иммунитета: у ребенка как минимум начнёт болеть голова, или он подхватит какой-нибудь вирус, или обострятся хронические болезни. Витаминчики помогут, но мало. Организм все равно придумает как отдохнуть.

— Чего ни в коем случае нельзя делать родителям, которые заметили, что их ребенок переутомляется в школе и на дополнительных занятиях?

— Не стоит доводить до критической точки, а вовремя прислушаться к сигналам организма и постараться помочь ребёнку.

Самое худшее, что родители могут сделать:

- игнорировать проблему. Так можно заработать много заболеваний. Из соматических - слабое зрение, нарушения осанки, кровообращения, сбои в работе внутренних органов... Из психических - снижение чувствительности к себе, разрушение важных отношений (и с родителями, в том числе), зависимость от оценок и одобрения...;

- злиться на ребёнка за то, что он не оправдывает их ожидания, и ругать его, употребляя оскорбительные слова (например, "что ты тупишь?", "соберись, тряпка!", "другие дети как дети, а ты...");

- читать морали как надо жить, мотивировать страхом неудачи, запугивать ("надо учиться, а то будешь дворником).



— Чем в таком случае родители могут помочь своим детям?

— Самое лучшее, что вы, как заботливые взрослые, можете предложить переутомленному школьнику − это:

1. Разговор по-душам. Постарайтесь понять ребёнка, серьёзно отнестись к его состоянию. Это называется "признать проблему". Переутомление ребёнка (как и взрослого, кстати) − это не шутки, а сигнал тревоги. Ребёнку очень поможет разговор по-душам: о личном, о том, чего хочется, а не только о том, что надо и должен. Постарайтесь заметить его переживания, услышать (без поучений и мотивирования) − и он будет вам искренне благодарен.

2. Отдых. Сейчас как никогда школьнику надо "свободное время", отпуск. Пусть он заполнит его так, как считает нужным: лежит, глядя в потолок, играет в игры на компьютере, слушает музыку, танцует, рисует, общается с друзьями, сходит на дискотеку, в кинотеатр... Освободите его на несколько дней от всего, от чего только сможете. Предупредите учителей, тренеров, репетиторов о вашем решении. Если они адекватные, то поймут. Вы, наверное, устали не меньше. Отдохните тоже!

3. Свежий воздух, витамины. Это надо для поддержки истощенного организма. Если у вас получится организовать небольшое семейное путешествие, будет здорово! А ваши медали обязательно вас дождутся.

4. Творчество. Это вообще универсальное лекарство. Рисование, лепка (из глины, пластилина), аппликации, шитьё, валяние из шерсти, сочинение сказок, выпиливание из дерева – список можно долго продолжать. Это замечательные способы восстановить свой внутренний баланс. Если школьнику интересно конструирование, подсуньте ему набор Lego. Ручная работа помогает и самовыражаться, и восстанавливаться.

5. Адекватный график нагрузок и отдыха. После того, как ребёнок отдохнул и немного пришёл в себя, подумайте о будущем, чтоб переутомление не накрыло его новой волной. Нагрузки должны быть посильными. Желательно, чтоб ещё и интересными. А насчёт отдыха − он должен быть регулярным и достаточным. Так и занятия будут более продуктивными, и у школьника останется его детство.

6. Радость жизни.
Понаблюдайте, как часто школьник переживает радость. Не за хорошие оценки и похвалу учителей-тренеров- родителей, а простую, беспричинную, просто потому, что он живет. Чему он радуется? О чем мечтает? А может, там и есть его счастье?.. Жизнь (и многочисленные исследования) показывает, что по-настоящему успешными становятся не умные дети, а те, которые прислушиваются к себе, знают, чего на самом деле хотят, и умеют выстраивать коммуникации.

А вообще, можете подумать в целом и глобально: если ребёнок так сильно истощается, может, вы движетесь не в том направлении? Ведь любимое дело вдохновляет и наполняет, даже если и требует затрат сил и времени. А нелюбимое − только утомляет, изматывает

— В каких ситуациях требуется помощь других людей? Кто и как может помочь ребенку, который переутомляется в школе и на секциях?

— Если родителям трудно в этом разобраться или представляется сложным до такой степени расслабиться, можно отвести школьника к психологу (или лучше прийти вместе). Но, знаете, как психолог будет помогать в этом случае? Он будет разговаривать с ним о том, что его волнует, что вдохновляет, о личном, совсем не об учебе. Они будут рисовать, фантазировать, учиться слушать себя. Потому что главная цель − расслабиться и восстановиться, запустив самоисцеляющие силы организма ребёнка.

Помните: все симптомы переутомления обратимы. Главное − вовремя обратить на них внимание.

А вообще берегите себя, берегите ваших детей, берегите ваши отношения с ними, ибо никакие достижения не заменят тепла и близости вашего общения!



— Анна, наша редакция благодарит Вас за интервью! Мы очень надеемся, что ваши советы помогут родителям многих школьников легко справиться с проблемой переутомления. Успехов Вам!


— Спасибо Вам большое! Всего доброго!

Интервьюер: Марина Качинская
Версия для печати
1
808
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: