Ученик, учитель, школа: какими должны быть современные педагоги


29.09.2017
Как найти идеального учителя и что немедленно нужно менять в украинской школе? Что делать с «непрогрессивными» учителями и кто в Украине достоин носить звание «Учитель года»? Об этом и не только в интервью портала ChildBrand с Зоей Литвин



15 мая этого года в Украине была впервые запущена Global Teacher Prize Ukraine – общенациональная премия для учителей Новой украинской школы. Международная премия Global Teacher Prize, которая была основана в 2014 году − это мировой конкурс среди педагогов, которые сделали большой вклад в профессию. «Нобелевская премия» для украинских учителей также была основана с целью подчеркнуть их важность не только для школьников, но и для общества в целом. Организаторы премии убеждены, что во всем мире усилия педагогов достойны того, чтобы быть признанными на высочайшем уровне. Призовой фонд − 100 000 грн.

Впервые премия «Учитель года» стартовала в Украине 15 мая 2017 года, имя победителя назовут уже совсем скоро − 7 октября. А регистрация на конкурс «Учитель года-2018» начнется с 1 октября 2017.

«Достойную нацию не могут вырастить учителя, которых не уважает общество. Наша премия – это возможность поддержать профессию учителя, сделать ее более престижной» − говорит Зоя Литвин − глава общественной организации «Освіторія», основательница Новопечерской школы и организатор Global Teacher Prize Ukraine.



Зоя принимает активное участие в светской и общественной жизни, занимается благотворительностью и вместе с супругом воспитывает сына Ивана.

Мы согласны с тем, что украинский проект несет важнейшую миссию – почеркнуть важность профессии учителя, ведь образование − самая прибыльная инвестиция в общество. Потому, накануне Дня учителя 2017, редакция СhildBrand пообщалась с организатором премии, Зоей Литвин, о Global Teacher Prize Ukraine, украинском образовании в целом, учителях «старой закалки» и идеальных педагогах для наших детей.



— Зоя, как организатор премии Global Teacher Prize Ukraine, каким вы видите идеального современного учителя, и что мешает большинству наших педагогов претендовать на звание «Учитель года»?

— Для меня идеальный учитель − это тот, кто, прежде всего, преподает с любовью к детям, и который воспринимает себя не «над ребенком», а «вместе» с ним – это необходимый минимум, который гарантирует ребенку комфорт и удовольствие от школы. Если же говорить о тех учителях, истории которых мы хотим показать через Global Teacher Prize, то это учителя-новаторы, которые постоянно развиваются сами, не боятся экспериментировать, но, при этом, их позитивное влияние ощутимо не только в классе, но и во всей школе. Они также часто улучшают жизнь своих коллег, села, города или же страны в целом.



— Как думаете, какими должны быть условия в нашей образовательной системе и стране в целом, чтобы учителя сами стремились развиваться профессионально и повышать качество украинского образования? Возможно, стоит проводить больше конкурсов, строже оценивать уровень их квалификации?

— Мне очень импонирует реформа «новая украинская школа», которая сейчас происходит. Я очень рада, что наконец-то есть какие-то шаги для того, чтобы перевести нашу систему образования на актуальный современный уровень. И учителя – это, конечно же, точка входа, без которой любые системные изменения невозможны. Если говорить о тех изменениях, которые должны вдохновлять учителей быть «выше, сильнее, быстрее», то, безусловно, нужно поднять им заработную плату, ведь только тогда в эту профессию пойдут талантливые молодые «звездочки». Глядя правде в лицо, сейчас на педагогические специальности очень часто идут абитуриенты, которые не поступили никуда и это их резервный вариант. Потому, я очень рада, что в этом году зарплату учителям уже повысили, и будут повышать далее.

Следующий фактор – очень важно иметь общую стратегическую цель. Потому, одно из позитивных введений реформы «новая украинская школа» есть то, что мы, наконец-то, прописали стандарт, каким должен быть ученик как продукт современной украинской школы, какими навыками, ценностями и чертами характера он должен обладать.

Следующим очень важным шагом должны стать изменения программы подготовки учителей в педагогических ВУЗах. В основу программы необходимо заложить современные методики и технологии, которые помогут нашим учителям вырастить именно таких учеников, как мы прописали в стандарте – с открытым сознанием, готовые постоянно обучаться, уметь критически и креативно мыслить, творить с каждым днем все лучшую версию себя и общества.



― По каким критериям, на Ваш взгляд, родители должны выбирать учителя для своего ребенка? Что должно быть в основе выбора?

— По моему убеждению, нет идеальной школы или учителя, ведь идеальная школа для каждого ребенка и семьи − своя. Все очень индивидуально и зависит от того, каким видят своего ребенка родители, какие у них ценности в семье.

Например, у меня в практике был очень смешной случай, когда ожидания семьи не совпали с действительностью, ведь они искали более жесткую дисциплину и авторитарную систему для своего ребенка. И когда ребенок хотел идти в школу с удовольствием для себя, для них это было показателем, что что-то не так, ведь, по словам родителей, если ребенку хочется в школу, то его, скорее всего, «там не учат».

В Новопечерской школе, для нас, наоборот, очень важно, чтобы ребенку с учителем было интересно. И потому, для учителей, которых мы отбираем, самый важный критерий – это желание и умение работать с детьми, желание постоянно расти и узнавать что-то новое, ведь с детьми по-другому нельзя. А также это умение быть на равных с ребенком, давать ему свободу и собственную зону ответственности. Ведь только таким образом наши дети могут быть лидерами.



— Что бы Вы рекомендовали делать с учителями так называемой «старой закалки», которым тяжело вникнуть в технологический прогресс, и они не совсем понимают современные тенденции в образовании?

― Я думаю, что, либо внутренняя мотивация у человека есть, либо ее нет. И никакими средствами, сертификатами и другими способами у человека нельзя вызвать внутреннюю мотивацию расти, развиваться или быть современным учителем.

Но по системным решениям будет интересен пример Грузии. Когда Грузия проводила образовательную реформу, одним из важных шагов было внедрение сертификации учителя. Новый стандарт предполагал, например, владение методом проектов, перевёрнутого урока, ИКТ грамотность и знание английского языка и т.д. А дальше, страна сделала интересный ход. На тот момент зарплата учителя в Грузии составляла около $100. Для учителей, которые прошли сертификацию, зарплата увеличивалась до $1000. Те учителя, которые не захотели расти и пройти сертификацию, могли остаться в школе и преподавать за $100, либо же они могли выйти на пенсию, которую им специально повысили до $300. Таким образом, все непрогрессивные учителя «вымылись» из системы сами собой, так как уйти на пенсию для них было выгодней, чем меняться.

— Чего, на Ваш взгляд, не хватает нашим школам? Как Вы относитесь к альтернативным учебным заведениям?

— Я очень позитивно отношусь к любым примерам, когда люди не просто критикуют систему и власть, а когда они готовы сами засучить рукава и что-то делать для своих детей. Но, при этом я отдаю себе отчет, что пока наши альтернативные школы – это реакция на несовершенную систему государственного образования. Часто они далеки от места, где ребёнок действительно растёт, а более похожи на эксперименты родителей, не подкреплённые никакой экспертизой.

Я заметила, что те домашние и альтернативными школы, которые меня действительно вдохновляют − почти всегда основаны прогрессивными педагогами. По этой причине все «выученные» у наших канадцев методики мы очень охотно и бесплатно показываем учителям из государственных, частных и альтернативных украинских школ. Ведь для того, чтобы воспитать нацию, нужно не только желание, но и экспертиза с опытом. Педагогика, действительно, по-настоящему удивительная наука.



— Исходя из своего опыта, какая система образования является самой современной и подходящей для обучения нынешнего поколения школьников и почему? Если внедрить данную систему как основную в Украине, не столкнется ли она с барьером восприятия (например, менталитет или предрассудки)?

— Важно понимать, что образовательная система страны – это лучший инструмент развития человеческого капитала этой страны. Но, поскольку, менталитет, культура, историческое прошлое у всех стран разные, соответственно, и школьные системы очень отличаются одна от другой, и то, что подходит Корее, абсолютно не подойдет Германии. Например, корейская система в международных рейтингах и для достижения целей Кореи очень эффективна. Но для Украины она бы не подошла. Я называю эту систему «образовательным мазохизмом». Очень много позитивных рассказов о финской системе. Но, я опасаюсь, что к такому безграничному уровню свободы пока не готовы наши родители, а, возможно, и сами дети. Да и от учителей будет сложно требовать столько креатива, не вооружив их перед этим современными знаниями и не заставив их переосмыслить свою роль учителя.

Над проектом Новопечерской школы мы работали около 5 лет. За это время я побывала во многих странах, познакомилась с их системами образования и скажу, что у каждой страны есть чему поучиться и есть чему удивиться. В Новопечерской школе мы взяли за основу канадскую систему, так как она очень универсальна, она предполагает высокий уровень свободы и ответственности учеников, концентрируется не на объеме знаний, а на том, что в любом ребенке важно развить умение и навыки. При этом канадская система абсолютно подходит и немцам, и итальянцам, и украинской диаспоре, живущей в Канаде.

Но главное, какую бы систему мы не взяли за образец, нельзя ее просто применить к Украине, ведь мы другие и цели у нас другие. Так что любую систему и любые методики важно адаптировать. Только тогда мы будем иметь максимально позитивный эффект.

— А что бы Вы изменили в нынешнем перечне школьных учебных дисциплин? Возможно, одни из них стоит убрать, а вторые, наоборот, углубить, или добавить новые?

— Если говорить об отечественном учебном плане, я бы однозначно сократила список дисциплин, которые наш ребенок должен изучить, так как, во- первых, не все дисциплины всем нужны. Наш школьник изучает 18 предметов, когда его сверстники из других стран изучают до 10 предметов, зато гораздо более глубоко и эффективно. К тому же, я бы обновила учебные планы, добавила туда релевантные для современного общества темы, особенно в научных дисциплинах. Ведь, с Советских времен в мире произошло столько интересных открытий, возникло столько новых сфер на пересечении разных наук.

Также не стоит забывать, что самое главное − не предмет, а методика, по которой этот предмет преподается. Важно говорить о том, что сейчас мы не «учим математику», а «учим детей жизни математикой». Из предметов я бы обязательно позаботилась о том, чтобы на выходе из школы дети знали хотя бы один язык программирования. И вопрос не в том, будут ли они айтишниками, а в том, что современным детям важно понимать алгоритмичный тип мышления и владеть им. Также я бы много говорила с детьми о ценностях, закладывала им основы финансовой грамотности.



— На Ваш взгляд, правы ли те родители, которые стремятся к тому, чтобы их ребенок везде был первым: если школа, то золотая медаль, если институт – то красный диплом? Верите ли Вы в объективность украинской системы оценивания знаний?

— Изначально, планируя Новопечерскую школу, мы рассматривали концепцию отказа от оценок как таковых, но, изучив 8 разных международных исследований (от Гарвардской Школы образования до исследований ЕС), мы убедились, что оценивание очень важно для того, чтобы ученик понимал и планировал свой рост. При условии, что это правильное оценивание.

Система оценивания, которая есть у нас на сегодняшний день, устарела. Она была хорошей лет 60 тому назад, когда доминирующей стратегией была конкуренция. В обществе сегодня все компании-лидеры переходят от конкуренции к сотрудничеству. Ведь команды достигают лучших и более устойчивых результатов, чем люди по-отдельности. Для этого мы не можем оценивать ученика с его соседом по парте, а очень важно, чтобы суть оценивания помогала школьнику понять его личный прогресс и составить индивидуальную траекторию роста для того, чтобы ученик сравнивал себя сегодня с собой вчерашним и планировал завтра подрасти еще чуть выше.

Приведу цитату Эйнштейна: «Если оценивать рыбу по ее способности залазить на деревья, то она всегда будет глупым и бесцельным созданием».

— Зоя, наша редакция благодарит Вас за такое потрясающее интервью и очень интересную беседу. Успехов Вам во всех начинаниях!

― Спасибо большое! Всего доброго!

Интервьюер: Марина Качинская
Версия для печати
1
849
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: