Мифы и заблуждения о медицинской реформе: ответ Минздрава


22.10.2017

Станет ли медицина платной и очень дорогой после реформы, как пугают пациентов? В Министерстве здравоохранения развеяли мифы Мифы и заблуждения о медицинской реформе: ответ Минздрава

19 октября Верховная Рада Украины дала старт медицинской реформе. Изменения ждут пациентов и медучреждения уже в начале 2018 года. Многие пункты законопроекта не до конца поняты и приняты украинцами, на почве чего в Сети появилось очень много неоднозначной и ложной информации о том, что ждет врачей и пациентов с принятием медреформы. В связи с этим, Минздрав решил опровергнуть самые распространенные мифы и «страшилки».

Главное, на чем акцентируют внимание в МОЗ: все услуги, анализы, исследования, лекарства, предоставляемые по государственной программе медицинских гарантий, будут для пациентов полностью бесплатными.

Медгарантии будут работать по принципу страховой компании. Пациенты будут знать, какие именно расходы покрываются, и иметь возможность получить данные услуги в выбранной ими больнице.

С 2018 года реформа заработает на уровне первичной помощи, с 2020-го - на всех уровнях, во всех медицинских учреждениях.

В МОЗ отмечают, что появившиеся в Сети предварительные расценки на медуслуги после внедрения реформы, не имеют ничего общего с реальностью, и являются фейком.

Давайте рассмотрим самые популярные пункты, которых опасаются пациенты.

Миф 1. Медицина станет платной и очень дорогой

Станет ли медицина платной и дорогой после реформы

Как отмечают в МОЗ, сейчас бесплатной медицины в Украине не существует. По результатам опроса в рамках проекта «(Без)коштовна медицина» 90% лекарств украинцы покупают за свой счет. По данным исследований, каждый второй пациент отказывается от лечения или откладывает его из-за нехватки денег. Поэтому говорить, что медицина станет платной и очень дорогой для граждан вследствие реформы - неправильно.

А после реформы появится реальная бесплатная помощь. Реформа вводит новые четкие правила государственного финансирования медицинской системы, одинаковые для каждого гражданина. Появится четкий список услуг, которые будут на 100% профинансированы государством: первичная помощь (семейные врачи, терапевты, педиатры) экстренная помощь (резкое ухудшение состояния здоровья, сердечный приступ, инсульт, острый аппендицит, почечная недостаточность, воспаление легких и т.д.). Также паллиативная помощь - прежде всего, адекватное обезболивание; лечение в узкопрофильных специалистов по направлению семейного врача и плановое лечение в рамках программы медицинских гарантий.

Каждая медицинская услуга будет иметь определенный тариф, который будет платить больнице государство. Объем услуг в рамках программы медгарантий зависит от объема финансирования системы здравоохранения, однако будет включать все основные услуги, необходимые для качественного лечения - намного больше, чем люди могут получить бесплатно сейчас.

Для дорогостоящего лечения, как и сегодня, будут существовать целевые программы, продолжат действовать программы лечения онкологии, гепатитов, СПИДа и др.

Миф 2. Люди не потянут стоимость медицинских услуг после медреформы

С началом реформы большинство медуслуг будут бесплатными для пациента, но платными для государства. Полный список услуг программы медицинских гарантий будет сформирован в 2020 году, когда реформа заработает полностью.

Минздрав опубликует список тарифов на услуги после сбора статистики реальных заболеваний людей, а не «на бумаге», сбора данных о реальных затратах больниц, оценки бюджета, который будет выделен на программу медицинских гарантий на 2020 год.

Сейчас готовится пилотный проект МОЗ вместе с Национальной академией медицинских наук. Тарифы будет платить больницам государство - именно для того, чтобы у врачей были достойные зарплаты и эти деньги не платили пациенты.

Миф 3. Медреформа приведет к закрытию больниц и увольнению медиков

МОЗ отмечает, что в законопроектах о медреформе нет ни слова о закрытии лечебных учреждений или сокращении медперсонала.

На первом этапе реформы Национальная служба здоровья заключит договоры со всеми больницами, чтобы никто не остался без медицинской помощи. Но с годами конкуренция и принцип «деньги следуют за пациентом» приведут к упорядочению сети медучреждений - маломощные, плохо оснащенные и малозагруженные больницы, где просто опасно лечиться, будут перепрофилированы под реальные потребности населения - на реабилитационные, диагностические центры, хосписы.

Лучшие больницы будут дополнительно усилены на техническом и кадровом уровнях, чтобы каждый пациент имел возможность получить качественную медицинскую помощь.

Как отмечают в МОЗ, без работы могут остаться только те, к кому не захотят идти люди. Хороший врач всегда будет иметь поток пациентов и достойные деньги от государства за свою работу. Реформа будет способствовать конкуренции врачей за пациентов.

Благоустройством сети лечебных учреждений будут заниматься местные власти. Местные общины должны решить, какие из них нужно усилить, а какие перепрофилировать. Государство предоставляет технические требования по проезду в больницу и ее минимальной нагрузки (количество родов, оперативных вмешательств).

Благодаря децентрализации местные бюджеты имеют достаточно средств для того, чтобы улучшить сеть медучреждений, создать надлежащие условия для работы врачей, отремонтировать дороги до больниц. Государство со своей стороны выделит дополнительные деньги на усиление опорных учреждений и перепрофилирование слабых и малозагруженных. Медреформа в Украине

Миф 4. Села останутся без врачей

В селах людей наиболее беспокоит судьба фельдшеров и ФАПов. Фельдшеры останутся. Они не заменят врача, но станут его помощниками и обеспечат доступ к медицинской помощи в самых отдаленных поселках.

В 2018 году средняя выплата на первичном уровне составит около 370 грн на одного пациента, в 2019 - 450 грн. Врач-практик с 2000 пациентов будет иметь годовой доход 740 000 грн в 2018-м и 900 000 грн - в 2019-м. В этот бюджет входят аренда, оплата работы врача, фельдшера и медсестры, простые расходные материалы и частичное покрытие анализов. До сих пор в сельской местности не было таких средств в медицине - и реформа позволяет, наконец, развернуть прямое финансирование.

Также 19 октября Верховная Рада приняла законопроект №7117 о повышении доступности и качества медицинского обслуживания в селах. Он предусматривает минимум 5 миллиардов гривен дополнительного финансирования медицины в селах за два года, в частности строительство современных ФАПов и амбулаторий, а также обеспечение их интернетом.

Миф 5. К врачу-специалисту можно будет попасть только через семейного врача

Как отмечают в МОЗ, этот пункт не соответствует действительности.

Большую часть услуг, которые сейчас оказывают узкие специалисты, после обучения смогут предоставлять и врачи первичного звена - семейные доктора, педиатры, терапевты. Реформа делается для того, чтобы у пациента был человек, которому он доверяет, и который может вылечить все, для чего нужны знания и лекарства без госпитализации и специального сложного оборудования.

Разумеется, иногда пациентам нужны специальные обследования в узких специалистов. Эти вмешательства должен курировать семейный врач. Поэтому Национальная служба здоровья будет оплачивать эти визиты по направлению семейного врача.

Если пациент не доверяет профессиональности доктора, он сможет поменять его на другого врача.

Будет также ряд специалистов (гинеколог, психиатр и т.д.), визиты к которым будут оплачиваться и без направления семейных докторов.

Пациент, безусловно, может обратиться к узкому специалисту сам, но в этом случае ему придется оплатить полную стоимость услуг врача и лечения.

В случае обращения к узкому специалисту по направлению семейного врача, педиатра, терапевта, стоимость лечения пациента и необходимых медицинских средств возместит государство.

Миф 6. Реформа противоречит Конституции

Все услуги, которые оплачивает государство за лечение пациента, будут оплачены на 100%, как того требует Конституция.

Согласно реформе, медпомощь всегда и в полном объеме предоставляется гражданам за счет средств госбюджета. На первичном уровне и при наступлении экстренной ситуации государство будет оплачивать 100% всего необходимого лечения и, что важно, медикаментов согласно детализированным описанием. Это будет покрывать около 80% всех обращений за медицинской помощью.

На вторичном и третичном уровнях государство гарантирует 100% оплату медицинской помощи, других медуслуг и лекарств, входящих в лечение и определенных программой медицинских гарантий.

Законопроект не предусматривает взыскание с граждан никакой платы за необходимую им медицинскую помощь.

Миф 7. Все услуги будут по сооплате

Из законопроекта №6327 изъяли все (!) пункты касательно сооплаты.

Согласно законопроекту, медуслуги, вошедшие в программу медицинских гарантий, всегда и в полном объеме предоставляются гражданам за счет средств государственного бюджета.

Будут услуги, которые не попадают под государственного покрытие: например, эстетическая стоматология, пластическая хирургия и другие.

Миф 8. Реформа не предполагает повышение зарплаты врача

Изменения после медицинской реформы Тариф на медицинские услуги по оказанию первичной медицинской помощи состоит из двух частей: ставки на оплату медицинской услуги и ставки на оплату диагностических услуг, в том числе лабораторных исследований.

В бюджетной резолюции, которая была принята парламентом в июле 2017 года, заложена сумма среднего тарифа - 370 гривен за человека в год. Столько будет получать врач первичного звена за каждого пациента.

При этом средний тариф колеблется в зависимости от различных факторов. Например, если среди пациентов будут дети до 5 лет или пенсионеры в возрасте 65+, тариф будет почти вдвое выше тарифа для молодых людей.

Это значит, что врач первичного звена будет получать в год от 700 000 до 1 миллиона гривен на свою практику, если наберет максимальное рекомендованное количество пациентов - 2000 человек.

В бюджетной резолюции заложена сумма на 2019 - за каждого пациента в среднем по 450 гривен в год. Планируется, что из года в год эта сумма будет постепенно увеличиваться.

Врачом первичного звена может быть семейный врач, педиатр или терапевт. Эти врачи могут стать физическим лицом-предпринимателем (ФЛП) и открыть собственную практику, а также объединяться с другими врачами в практике первичной медицинской помощи, чтобы оптимизировать расходы.

Также врачи первичной медицинской помощи могут быть наемными работниками в коммунальных учреждениях первичной медпомощи. В этом случае врач договаривается о заработной плате с администрацией заведения, согласно количеству пациентов, которых он задекларирует. При этом в автономизированных медицинских учреждениях, которые стали коммунальными предприятиями, тарифные сетки, действующие сейчас, не будут применяться.

С 2020 года все медицинские учреждения вторичного и третичного звена начнут переходить на новую модель финансирования. Национальная служба здоровья будет перечислять медучреждениям деньги за оказанную услугу по утвержденным тарифам, единым для всей страны. В тарифе за услугу заложены все расходы на ее предоставление, в том числе - оплата труда медицинского персонала.

При этом реформа предусматривает отказ от тарифных сеток и свободное формирование рынка зарплат в коммунальных медицинских учреждениях. То есть уровень зарплаты медицинского работника будет базироваться на его компетенции, будут созданы условия для гибкого определения заработной платы, как это происходит, например, в частных клиниках.

Миф 9. НСЗУ - это финансовый «монстр», который будет распоряжаться 100 млрд грн

НСЗУ не владеет средствами. Деньги лежат в государственном бюджете и хранятся на казначейских счетах. Национальная служба здоровья является оператором, контрактующим закупку медицинских услуг, и заключает договоры с медицинскими учреждениями и врачами-ФЛП.

Модель НСЗУ имеет наименьшие коррупционные риски, поскольку как центральный орган исполнительной власти является подконтрольной Счетной палате, Государственной аудиторской службе, а также антикоррупционным органам - Национальному антикоррупционному бюро и Нацагентству по вопросам предотвращения коррупции.

НСЗУ будет контролировать качество услуг на уровне соблюдения условий договора. То есть, НСЗУ заключает договор и проверяет его выполнение, так же, как страховая компания проверяет выполнение условий страхового договора. Если речь идет о врачебной ошибке, то в этом случае контроль остается за органом, который предоставляет лицензию - за Минздравом.

Миф 10. В бригаде скорой будут только парамедики, которые не смогут оказать адекватную помощь людям, потому что они не являются врачами

Изменения в медицине Украины после реформы 2017 Реформа экстренной помощи не является частью законопроекта 6327, который запускает медреформу в Украине. Изменения для скорой помощи будут проходить параллельно.

МОЗ утверждает, что мифы и ложные представления о роли и месте парамедиков в системе экстренной медицинской помощи связаны с устаревшими советскими взглядами или незнанием существующих систем и практик экстренной медицинской помощи в мире. Эти неправильные представления формируют у медработников и общественности сопротивление внедрению этих изменений.

В большинстве развитых стран, на начальном этапе развития системы экстренной медицинской помощи, парамедики действительно при необходимости срочного лечения только доставляли пациентов в больницу, где им оказывали медицинскую помощь. Достижения в области медицинской науки расширили возможности предоставления качественной и эффективной первой медицинской помощи не только в отделениях неотложных состояний, но и непосредственно по дороге в больницу в самой карете скорой помощи. Поэтому сегодня парамедики - это именно тот медицинский персонал, который должен быть обучен тому, как спасти человека.

Министерство здравоохранения разработало 4-модульную программу переподготовки фельдшеров и врачей скорой, которая направлена ​​на повышение их квалификации в соответствии с международными стандартами оказания неотложной помощи. Обучение парамедиков, ответственных за оценку состояния пациента и обеспечения необходимой помощи на месте происшествия, а также во время транспортировки в больницу, продлится 3 года и будет приравниваться к уровню бакалавра.

Только после того, как в Украине появятся специалисты, экстренную помощь ждут перемены.

Также в экстренной помощи будут работать не только парамедики. В государственный классификатор внесены также профессии инструктора по предгоспитальной помощи, инструктора по первой помощи, парамедика и экстренного медицинского техника.

Миф 11. Телемедицина в селе не заработает, потому что нет интернета и техники

Телемедицина в селе В Украине телемедицина не имеет никакой связи с телевидением. Это оперативное консультирование узким специалистом, который находится на расстоянии от пациента.

Наиболее актуально это для кардиологической помощи. Ежегодно в Украине происходит 40 000 инфарктов, 20 тысячам из них требуется неотложная медпомощь. Но часто такого пациента просто опасно везти далеко, или наоборот - боль в сердце не является угрожающей, и ехать за сотню километров нет необходимости. А фельдшер или врач на месте не может правильно оценить данные кардиограммы. В таком случае он сможет передать результаты узкопрофильным специалистам в область в реперфузионный центр, и тот сразу проконсультирует в дальнейших действиях. Для этого не нужны какие-то особые технологии, а кардиографами Минздрав планирует оснастить все «скорые», где их еще нет. Узкопрофильные специалисты будут дежурить в специально оборудованных реперфузионных центрах 24/7.

Тогда врач сможет оказать экстренную помощь человеку сразу на месте.

По утверждению МОЗ, в телемедицине важен не столько интернет, сколько внедрение самой системы такой помощи пациентам. Ведь сейчас врачи боятся ответственности, не берутся консультировать по интернету или по телефону, потому что ранее такого разрешения не было. Теперь, когда Минздрав подготовил соответствующие приказы, ситуация изменится.

Также специалист сможет удаленно консультировать цифровые рентгенограммы и компьютерные томограммы, и отправлять некоторые анализы.

Так, телемедицина должна упростить диагностику в тех случаях, когда нужен не персональный осмотр, а оценка данных исследований. Предоставит больше возможностей пациентам из отдаленных районов проконсультироваться у узкого специалиста. А в кардиологии и вовсе может помочь спасти жизнь.

Версия для печати
1
560
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: