Обратная сторона похвалы: как оценка действий ребенка убивает в нем интерес


30.01.2018

К чему ведет привычка родителей оценивать и сравнивать детей?

Как утверждает доктор педагогических наук, директор Института неформального образования INO, автор книги «Свобода от воспитания» Дмитрий Зицер: «Оценивая детей, мы убиваем в них интерес». Стают ли дети счастливее и увереннее в себе, когда родители говорят им «молодец»? Нет, ребенок с малых лет привыкает к похвале. Он будет нуждаться в этом постоянно и никакая деятельность не принесет ему настоящего удовольствия. Все потому что он будет ждать «пряника», которым родители поощряют все его труды.

Несомненно, каждому человеку необходима обратная связь, но саму оценку она не предполагает. Давайте разберемся, к чему иногда приводит родительская привычка оценивать или тем более сравнивать детей друг с другом.

«Наркотическая» зависимость?

К примеру, если постоянно оценивать своего ребенка, говоря ему следующие фразы: «Ты молодец!», «Сегодня ты сделал это лучше, чем вчера», «Отлично», а после «Это было превосходно!», возникает своего рода зависимость от оценок, которые дают близкие люди. В результате, по словам Дмитрия Зицера, человек начинает заниматься чем-то, не потому что ему это интересно, а исключительно для похвалы.

Если углубляться в эту проблему, то можно прийти к выводу, что человеческая зависимость от оценок подобна наркотической. А почему и нет? Многие не могут сделать какое-то важное задание без похвалы, так называемого пинка под зад, который вдохновит на выполнение работы (фразы типа «Ты же умеешь это лучше всех», «У тебя обязательно получится!»).

Как жить и действовать дальше, если в один день рядом не будет такого человека, который похвалит?! Отыскать ориентир в данной ситуации очень просто, он находится внутри каждого из нас. Человек и сам способен найти выход из какой-то ситуации и настроить себя на выполнения жутко сложного задания. Каждый знает это, особенно если он не очень вырос и не проникся оценочно-сравнительным полем.


А вы наблюдали за маленькими детьми? Только всмотритесь, как они играют, быстро принимают решения. Они всегда знают, хотят они кашу или банан, играть с Глебом или Соней, идти в парк или сидеть дома. Дети полны решимости, которую с годами взрослые немного притупляют. Все это сменяется желанием получить очередную дозу похвалы. Происходит подмена человеческих отношений системой оценок, и тогда в один момент родитель ощущает, что желание воспитать превышает над желанием любить свое чадо. В какой-то момент мы лишаемся такой роскоши, как чистая и искренняя любовь, где нет оценок, а есть желанием понять и помочь сделать что-то лучше, для себя, а не для оценочного отношения других.

Дети любят рассказывать маме с папой о своих достижениях: «Я убрал игрушки», «Помыл машинку после прогулки на улице», «Я прочел сказку», и если он не получает никакой оценки, в нем пропадает интерес. Конечно, хвалить малыша нужно, но не стоит приучать его к этому, вскоре появится зависимость и крохе будет трудно что-то делать без условно-оценочной подпитки со стороны родных.

А что если, прекратить оценивать? В дальнейшем развитие и становление вашего ребенка будет происходить немного иначе. Со временем он оттает, научится слушать себя, будет следовать своим целям и желаниям. В результате книгу можно прочесть, потому что она интересная, убрать в комнате игрушки, потому что нравится порядок и т.п.


Важен результат работы, а не отношение к нему

Согласитесь, гораздо важнее обсудить с малышом результат его деятельности, узнать о том, чего он хотел достичь, и что получилось в результате.

Большинство молодых родителей ошибочно думают, что их ребенок ни за что в жизни не станет делать то, что интересно, познавательно и полезно, если за спиной не будет стоять строгий взрослый. Не нужно заставлять детей делать что-либо. Все малыши достаточно умные и внимательные в любом возрасте. Они сами могут принять решение относительно того, что им интереснее, полезнее и важнее на данный момент.

В каждом из нас заложено стремление познавать мир. Маленькие дети делают что-то не потому, что их после похвалят, а потому что им это интересно. Дети по своей натуре любопытные, они рассматривают блеклые листья на осенних деревьях, всматриваются в прохожих, анализируя их взгляды и настроение, делятся своими впечатлениями с родителями и хотят одного – чтобы за них искренне порадовались и установили контакт. Вывод: мотивация у ребенка идет изнутри, так как ему интересен окружающий мир, и стремление познать его выше любых оценок.

В такой момент важно не убить в крохе такой интерес, любопытство и жажду познания пустыми оценками и сравнениями: «А та девочка / мальчик лучше учится» и все в том же духе. Разве это сможет научить чему-то и мотивировать улучшить свои знания?


Конечно же, каждому нужна обратная связь, но не забывайте, что ваше общение с малышом должно строиться исключительно на честной и человеческой обратной связи. Она полноценно существует и без оценок.

Подумайте сами, вместо отметок в дневнике гораздо важнее обсудить с ребенком результат его работы и то, чего он хотел достичь. Спросите о том, что у него хорошо получается, и при работе с чем, возникают какие-то трудности, возможно, ему нужна ваша помощь и совет, а не оценка его первых свершений? Когда ваше чадо почувствует обратную связь с мамой и папой, тогда его результаты изменяться и приятно вас удивят.

Безусловно, родители хотят, чтобы их дети росли, понимая, чего они желают достичь, и кем мечтают стать. По жизни нужно идти с удовольствием уверенным шагом, постоянно открывая для себя что-то новое, и покоряя все новые и новые вершины. Дайте и своему ребенку уверенность, в первую очередь в себе и своих собственных силах. Пускай он знает, что он растет в прекрасной семье, где его любят и всегда поддержат. Пусть у него будет тыл, и место, где его ни с кем не сравнивают.

Автор: Ирина Щербакова

Версия для печати
0
235
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: