Я покажу тебе мир прекрасного: первое знакомство ребенка с искусством


3.08.2018

Почему не стоит откладывать знакомство детей с миром искусства в долгий ящик?

Я покажу тебе мир прекрасного: первое знакомство ребенка с искусством

Искусство играет важную роль в нашей жизни. Не стоит пренебрегать им и откладывать знакомство детей с миром прекрасного на потом. Разговоры с ребенком на эту тему очень полезны для развития и становления личности. Они оставят свой отпечаток не только на детстве малыша, но и станут фундаментом его творческого будущего.

Диалог об искусстве – это частный опыт между родителями и ребенком, который формирует не просто конкретную тему, но и определенное совместное переживание. Вы вместе что-то переживаете, и пускай ваш ребенок не будет четко понимать, и воспринимать все детали, но теплое ощущение останется глубоко в его сердце на многие годы.

О роли искусства в жизни ребенка

Разговор об искусстве развивает способность лучше понимать маму, папу, друзей и даже незнакомых людей. Потому беседуя об искусстве, мы часто говорим о переживаниях другого. И когда мы пытаемся «войти» в чужую жизнь, почувствовать другого человека, это – попытка эмпатии (мы уже как-то писали на тему эмпатии). Наверное, многие в последнее время слышали о важности эмоционального интеллекта, и разговор об искусстве станет для вашего чада еще одним упражнением для его развития.

Дети рисуют

Поиск идеи и усилие. Некоторые представляют художественный процесс, как беззаботное вдохновение – нам захотелось, и мы что-то изобразили на холсте или обычном листе бумаги. Зато искусство – это поиск ответа на внутренний вопрос, который не дает покоя. И это нелегкий и упорный труд.

Маленькому ребенку так важно понимать эти составляющие искусства. Признавайтесь своим детям искренне о вашем взгляде на творения великих художников, мелодии известных композиторов, говорите, если считаете какую-то работу недостаточно хорошей и высказывайте личные восхищения творениями других творцов – современных и тех, которые уже вошли в историю.

Также не менее искренне высказывайтесь о поделках вашего ребенка, ведь бывают рисунки или другие плоды детского творчества, когда малыш не сильно над ними старался. Если вы знаете, что он умеет, – лучше мягко намекните ему на этот факт. Пускай ваши дети осознают, что творчество – нелегкий процесс, нужно прикладывать максимум усилий, задействовать фантазию и работать над замыслом.

Критическое мышление. Когда родитель ведет с ребенком диалог, задавая вопросы и ставя предмет разговора под сомнение, – он побуждает своё чадо думать критически.

Креативное мышление. Почему родители должны прикладывать максимум усилий в данном вопросе? Потому как общее образование посвящает недостаточно внимания этому навыку, и не только в Украине. Уже сегодня все больше и больше профессий осваивают роботы, которые пока что не могут нестандартно мыслить и строить неожиданные связи. Креативный потенциал имеет только человек. И в его развитии может помочь представление ребенку искусства и творческих практик.

Детские поделки

Искусство для детей 3–5 лет

Возраст 3–4 года – относительно непростой этап. В это время ребенок прощупывает пределы дозволенного и делает это, прежде всего, на родителях. Если малыши 3-х лет только обучаются навыку договариваться, то мальчики и девочки постарше уже хорошо понимают правила этой «игры».

Когда вы приходите в музей или галерею со своим чадом, оговаривайте все правила. Дети имеют большую внутреннюю потребность понимать границы дозволенного. В музее тоже должны работать эти рамки: вы пришли в гости к картинам или скульптурам, которые нельзя трогать, здесь нельзя бегать, прыгать, кричать и т.д. Но не просто запрещайте нарушать музейную этику, а попытайтесь объяснить, почему именно так. Стоит повторять эти правила каждый раз, когда ребенок сознательно или нет пытается их нарушить.

Ребенку в возрасте 3–5 лет не нужна и не интересна искусствоведческая информация, но она будет прекрасно восприниматься в виде истории, реальной или такой, которую можно придумывать на ходу, вместе с ребенком. Это создаст эмоциональный фон, на котором произведение искусства запомнится лучше всего.

Кроме того, важны игровые моменты, ищите что-то на картинах, сравнивайте и делитесь впечатлениями. С немножко старшими детьми вы можете обсуждать детали, чувства, дополнять разговор другой интересной информацией. Хотя возрастные границы довольно условны, все индивидуально. После разговора об искусстве следует предложить ребенку что-то сделать своими руками. Пускай он что-то нарисует, слепит или склеит – давайте какое-то творческое задание.

Можете прочесть книгу Франсуазы Барб-Галли «Как разговаривать с детьми об искусстве», которая рассказывает о том, в каком возрасте и о чем интересно говорить с детьми.

Главные правила разговоров об искусстве с ребенком

· Объясните правила. Скажите, например, что трогать нельзя, даже совсем чистыми руками, потому что это произведение должно жить значительно дольше, чем живут люди. Поэтому его так сильно берегут.

· Критически важно не перегружать ребенка информацией. Что ребенок готов смотреть, то и смотрим. Маленьким следует осматривать не более 2-3 работ, старшим – можно чуть больше. Важно помнить, что вы не идете осмотреть весь музей с малышом – это будет ужасный опыт, после которого ребенок больше не захочет туда возвращаться. Бывает, что ребенку нравится возвращаться к одной и той же картине – не пресекайте это желание.

· Важно не навязывать дитю свой вкус: не говорите «смотри, как красиво», а спросите «что ты думаешь об этой картине или скульптуре?».

· Важно задавать открытые вопросы по возрасту: «как ты думаешь, что эта женщина чувствует?» или «куда они идут?», «какое время года?», «сколько там корабликов?». Задавайте для маленьких такие вопросы, чтобы ребенок мог ответить только «да» или «нет». А посчитать что-то – это уже элемент игры. Если в зале есть ряд картин, можно поискать, сколько в этом зале «живет зверушек», к примеру.

· Рассказывайте истории и фантазируйте вместе. Вы можете рассказать что-то, что вы знаете об истории этой картины, можете придумывать на ходу, а можете сделать это в диалоге с ребенком.

· Дайте ребенку отдохнуть и перекусить, если требуется, но помните, что в залах музея есть нельзя (своим примером напоминайте о главных правилах).

· Важным этапом также являются поделки, и если в музее не предоставляют такую возможность для творческих деток, нужно давать эту возможность ребенку самостоятельно дома. Это может быть просто раскраска, задание нарисовать животное из картины, отталкиваясь от игры, которую вы только что провели с ребенком в музее.

Постарайтесь как можно раньше начать приобщать ребенка к искусству. Помните, что это только знакомство. Не навязывайте свои личные вкусы и мнение, никакой перегрузки и морального насилия. Это просто знакомство.

Автор: Ирина Щербакова

Версия для печати
0
613
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: