Почему современным детям скучно в школе: причины и инструкция для родителей


14.09.2018

Вспоминая свои школьные годы, мы называем их «одним из лучших времен в нашей жизни». Но в жизни наших детей почему-то происходит иначе. Мы всё чаще слышим о том, что в школе им скучно. Почему же так происходит, когда в этом мире что-то пошло не так и могут ли родители что-то с этим сделать?

Почему современным детям скучно в школе: причины и инструкция для родителей

С начала нового учебного года вы заметили странные изменения в поведении своего ребенка. Отправляясь на уроки и возвращаясь домой, он выглядит не очень бодрым и радостным, а иногда – и вовсе подавленным. А, возможно, ваш школьник и не скрывает тот факт, что ему не нравится на уроках, и что у него нет желания ни ходить в школу, ни вообще учиться. Если вы уверены, что это не связано с адаптацией после летних каникул или же причина не кроется в его плохих взаимоотношениях с одноклассниками и учителями, значит, его эмоциональное состояние может говорить о том, что ребенку элементарно скучно в школе.

Современные дети эмоционально не готовы к обучению в украинских школах. В прогрессивных странах мира попытались подстроиться под потребности детей третьего тысячелетия, сделав учебу более интерактивной, веселой и интересной. Украине же, даже с учетом проекта «Новой украинской школы» и альтернативного образования, до таких реформ еще далеко.

В этой статье попробуем разобраться, почему современное поколение детей эмоционально не готово к обучению, какие факторы этому способствуют, как реагировать родителям и нужно ли что-то с этим делать.

Причина №1: влияние технологий (гаджетов и соцсетей)

Современные дети, как известно, принадлежат к Поколению Z (родившиеся после 1995 года и по наши дни). Это поколение людей, глубоко вовлечённых в мир цифровых технологий, и активно использующий дары цифрового века − планшеты, смартфоны, VR-, 3D-реальность и т.д.

Традиционно, люди поколения Z рассматриваются, как дети родителей из поколения Y, пограничников поколения Y-миллениум или иногда даже поколения X. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z уже настоящее. Это первое по-настоящему цифровое поколение. Теперь интернет не ограничивается домашним компьютером и может быть доступен в любой момент, благодаря смартфонам и другим карманным устройствам.

И современные дети, и их родители активно используют нынешние технологии в своей повседневной в жизни. Мы используем их 24/7 – и в качестве работы, и в качестве отдыха, и в качестве связи с родными и друзьями. С самого раннего возраста ребенка, родители позволяют технологиям заменять их внимание – мы включаем детям на смартфонах и планшетах мультики, видео на YouTube, даем поиграть в игру на телефоне, чтобы в это время заняться своими делами – убраться в доме, помыть посуду, поговорить с подругой по телефону. Ситуаций множество. Только расплачиваться всё-таки приходится: нервной системой и вниманием ребёнка. Кроме того, технологии эмоционально разъединяют нас. А для развития детей крайне важна эмоциональная доступность родителей.

Конечно, по сравнению с виртуальной реальностью наша обычная жизнь кажется не такой разнообразной и веселой. Она кажется скучной. Мозг привыкает к большому количеству визуальных стимулов, и после яркой графики и спецэффектов очень сложно обрабатывать скучную информацию на уроке. В итоге дети не приспособлены к учёбе.

Дети и влияние технологий

Интересно, а что по этому поводу думают сами дети? Мы спросили мнение у девочки-подростка:

«Наши родители и учителя постоянно жалуются на то, что мы слишком много времени проводим в телефонах, но они даже не пытаются найти причину. Позвольте это объяснить… Когда ты 5 дней в неделю приходишь домой очень уставший после уроков, дополнительных занятий, репетиторов и опять садишься за уроки, тебе уже ничего не хочется. И когда ты вечером, засыпая над учебником, доделываешь домашнее задание, тебе элементарно даже некогда позвонить друзьям, не говоря уже о том, чтобы встретиться. Тогда-то мы и заседаем в социальных сетях, которые помогают нам не терять связь с друзьями и вообще с окружающим миром», − Кристина, 14 лет.

Что в такой ситуации могут сделать родители?

Основная рекомендация для мам и пап − восстановить эмоциональную связь со своими детьми. Проводить с ними больше качественного времени в реальной жизни. Удивлять их чем-то приятным, много говорить и делиться друг с другом так, как не боятся делиться секретами между собой настоящие друзья.

Покажите своему ребенку, что вы тоже можете быть с ним на уровне – веселым, беззаботным и непосредственным. Не стесняйтесь дурачиться и выглядеть смешным – ваш ребенок должен видеть в вас близкого друга, а только потом – наставника и проводника по жизни.

Безусловно, никто не говорит о том, что следует отнимать у ребенка планшет или смартфон. Но не помешает ограничить время, проведенное в виртуальной реальности. Вместо этого необходимо стимулировать ребенка проводить время ярко и интересно без использования гаджетов.

Отвлечь ребенка от виртуальной жизни помогут семейные традиции, где все члены семьи увлечены друг другом и находятся здесь и сейчас, а не в экране своего гаджета. Устраивайте совместные ужины, ленивые воскресенья, вечера с настольными играми, активные прогулки с велосипедами и так далее. И всё это, разумеется, без телефонов.

Отношения папы и дочери

Причина №2: дети привыкли получать желаемое немедленно

В том, что современные дети часто получают желаемое по щелчку пальцев и воспринимают это, как должное, − виноваты сами родители. Не мы ли приучили их покупать сладости на каждое «хочу конфету!», всучивать в руки свой телефон при каждом «мне скучно, хочу играть в игру!», соглашаться и включать мультик на планшете каждый раз, когда ребенок отказывается нормально поесть?

Умение ждать и способность откладывать вознаграждение является одной из главных возможностей на пути к достижению успеха. Эти навыки помогают не сдаваться в условиях стресса. Родители часто забывают об этом, ведь хочется сделать ребёнка счастливым прямо здесь и сейчас. Но это неверная такстика, которая только навредит в будущем. Дети будут не готовы к трудностям.

Человек мотивирован учиться и работать только тогда, когда имеет цель и желание ее достичь. Когда ребенок привыкает получать все, что ему необходимо, без усилий, − эта способность у него атрофируется.

Что в такой ситуации могут сделать родители?

Научите своего ребёнка ждать. Объясняйте, что скучать − это нормально. Это первый шаг к творческому мышлению.

Постепенно увеличивайте время ожидания между желанием и его удовлетворением. Не вручайте смартфон или планшет в машине, очередях и кафе, чтобы ему было «веселее скоротать время». Приучайте проводить это время за разговором или игрой.

Еще одна рекомендация − мотивировать ребенка и учить его ставить школьные цели (выучить таблицу умножения, запомнить столицы стран мира, выучить новое правило по грамматике и знать переводы новых слов по английскому) и достигать их. Такое умение пригодится ему и в будущем.


Причина №3: дети чувствуют себя главными и «берут шефство над родителями»

Дети часто указывают своим родителям, как тем стоит их воспитывать. «Я не буду есть суп», «Я не хочу ложиться спать так рано», «Я не поеду к бабушке в деревню на выходные», «Мне не нравится этот свитер и я отказываюсь его носить» − и миллион других фраз, которыми дети диктуют взрослым свои правила. Стоит ли говорить о том, что, если родители всегда будут потакать желанию ребенка, такой подход только навредит воспитанию?

Если бы на всё в этой жизни была только детская воля, они бы питались одними сладостями и бутербродами, целыми днями смотрели телевизор, играли с друзьями и никогда не ложились бы спать раньше начала следующего дня.

Позволяя детям самим устанавливать свои правила и играть в хозяинов собственной жизни, родители забывают, что в будущем это ни к чему хорошему не приведет. Дети усваивают, что им позволено делать всё, что хочется, и не делать то, что не нравится. Они не понимают слов «нужно» и «нельзя». Но ведь достижение целей невозможно без приложенных усилий. Хочешь быть отличником, нужно усердно учиться. Хочешь быть успешным танцором, нужно каждый день тренироваться.

Что в такой ситуации могут сделать родители?

Когда вы видите, что ваш ребенок начинает вами в прямом смысле руководить, указывая, как и что вам нужно делать по отношению к нему и его жизни, устанавливайте границы дозволенного.

Выделяйте определённое время, отведенное для использования электронных устройств, сна, игр, приёмов пищи.

Ваша главная задача, как родителя, − думать о том, что, прежде всего, полезно для ребёнка, а не только о том, чего ему хочется или не хочется.

Родительский лайфхак: попробуйте превратить занятия, которые вашим детям не по душе, в интересную и увлекательную игру. Например, если он не любит застилать свою постель и наводить порядок в собственной комнате, адаптируйте это под квест! Спрячьте в разных местах помещения определенные вещи, сопровождая их подсказками к следующему уровню, и тогда ваш ребенок сам не заметит, как увлеченно он проведет время за уборкой и игрой одновременно. А наградой для него может стать поход в развлекательный центр, день в аквапарке или семейная поездка за город.


Причина №4: дети приучены к тому, что вся их жизнь − сплошная игра

Большинство детей привыкли, что их жизнь состоит из одних развлечений. Если раньше детей с самого детства привлекали к разного рода работе, выполнению домашних обязанностей, то сейчас же принято обеспечивать им «настоящее детство». В результате ребенку тяжело и скучно заниматься монотонной и неинтересной деятельностью. А для учебы – усидчивость просто необходима.

Что в такой ситуации могут сделать родители?

Старайтесь с самого раннего возраста поручать ребенку какие-то обязанности – так он начнет привыкать к самостоятельности, ответственности и выдержке делать то, что нам не всегда хочется.

Как уже говорилось выше, приучайте его следить за чистотой и порядком в своей комнате, убирать свои игрушки на место, складывать и вешать одежду в шкаф, помогать вам разбирать сумки с продуктами, накрывать на стол и готовить еду.

Превращайте монотонные задания в игру, чтобы они вызывали у ребёнка положительные ассоциации.


Причина №5: у современных детей не развиты социальные навыки

У некоторых детей, особенно в больших городах, отсутствуют социальные навыки. Раньше детвора с удовольствием играла на улице со сверстниками, ездила в лагеря, ходила в походы. В общении друг с другом у них развивались навыки социального поведения.

Сейчас же они всё больше времени проводят за компьютером и телефоном. Сами родители тоже чаще выбирают электронные устройства вместо игр или разговоров с детьми. Вот только смартфон не научит вашего ребёнка умению общаться в реальной жизни.

Из-за неумения вести диалог со сверстниками и получать от этого удовольствие, также может пропасть желание посещать школу.

Что в такой ситуации могут сделать родители?

Способствуйте развитию социальных навыков у своего ребенка. Обеспечьте ему регулярное общение с одногодками с самого детства, ведь не зря детские площадки называют «первой школой выживания». Также старайтесь и сами больше времени уделять смысловым разговорам с вашим чадом.

Очень важно научить детей делиться, проигрывать и выигрывать, идти на уступки, делать комплименты , говорить «спасибо», «пожалуйста», извиняться, когда он не прав.

Мозг подобен мышце, которую можно развить и натренировать. Чтобы ездить на велосипеде, нужно этому учиться. Чтобы ребёнок умел ждать, нужно учить его терпению. Так и с любыми другими навыками.

Версия для печати
1
810
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: