7 пунктов, которые нужно изменить в школьном образовании уже сейчас


8.10.2018

Средняя общеобразовательная школа с устаревшими принципами и уставами во многом вызывает большое недовольство среди учеников, родителей и самих учителей. Читай наш материал и узнай, что именно не устраивает членов учебно-воспитательного процесса в традиционной системе образования, и какие пункты требуют скорейшей трансформации

7 пунктов, которые нужно изменить в школьном образовании уже сейчас

Система школьного образования в нашей стране нуждается в радикальных изменениях. Думать, высказывать собственное мнение и анализировать – именно такими характеристиками должны обладать школьники, по мнению Министерства образования и науки Украины. Чтобы достичь этого, с 1 сентября 2018 года в Украине стартовал блок образовательной реформы «Новая украинская школа», который предполагает под собой ряд изменений.

Но, преобразование школьного обучения в Украине, по предварительным данным, продлится аж до 2030 года, а некоторые проблемы нужно решить немедленно.

1. Общеобразовательность

Чему, как и в каком объёме учить детей, диктует Министерство образования Украины. Большинство разработанных на основе ведомства программ сводятся к тому, что дети изучают сразу и гуманитарные, и точные, и естественные науки. Таким подходом недовольны как родители, так и дети.

Особенно это касается точных наук. Речь здесь не только о завышенных требованиях, но и о чрезмерном количестве времени, выделяемого на изучение теорем и формул, которые 99% учащихся никогда не понадобятся во взрослой жизни, если они сами не заведут детей.

«На мой взгляд, было бы лучше, если после седьмого-восьмого класса учеников делили бы на группы: физмат, гуманитарий, хим-био, юриспруденция и так далее. Охватить весь материал по всем предметам крайне сложно, а так можно преуспеть в том, к чему у тебя предрасположенность. А страна впоследствии получит много высококлассных работников, в которых нуждается. Такой подход уже есть в некоторых школах, но не в нашей», − Артём Каратаев, ученик 10-го класса.


2. Гонка за показателями

Рейтинги в системе образования довольно таки популярны. Их составляют на муниципальных, региональных уровнях и в масштабах всей страны. Именно ими зачастую руководствуются родители при выборе образовательного учреждения.

Единых критериев оценки качества школы нет. Все полагаются на результаты учащихся по ВНО (внешнее независимое оценивание), участие в олимпиадах, конкурсе МАН, спортивных соревнованиях и так далее. В конкуренции нет ничего плохого. Но в погоне за рейтингом школьная администрация нередко забывает о своей главной миссии – учить.

«Очень расстраивает, что в школе твоё мнение, по сути, никому не интересно. Сочинения пишутся по стандартному шаблону. Если ты не согласен и пытаешься спорить – лови заниженную оценку. Поэтому ученики и стараются не задавать лишних вопросов и не вступать в спор с учителями, чтобы не нарваться на несправедливость», − Александра Коваленко, ученица 9-го класса

3. Система аттестации

ВНО по окончанию школы было введено в 2004 году, а с недавнего времени стало обязательным для поступления на магистратуру (для определенных специальностей). Но за 14 лет функционирования система так и не была отработана до идеала. И дело даже не во внезапных отличниках, проблемах с заданиями, а в том, что формат ВНО идёт вразрез с текущей учебной деятельностью.

Министерство образования и науки Украины заявляет, что для получения высоких баллов на ВНО ученикам необходимо продемонстрировать высокий уровень освоения школьной программы. Но главная проблема кроется в том, что в процессе активной подготовки к внешнему независимому оцениванию у детей просто не остается достаточно времени на это.

«Когда я училась в 10-11 классах, практически каждый мой будний день был посвящен подготовке к ВНО, которым нас пугали еще с младших классов. Репетиторы по истории, географии, украинскому языку и литературе, английскому… Мы с одноклассниками решали бесконечное количество тестов, терпели непрекращающееся давление окружающих, писали огромнейшие конспекты и пытались вспомнить и запомнить всё, что может понадобиться при сдаче независимого оценивания.Ведь чтобы сдать ВНО, нужно изучать больше, чем дают на уроках. А разве это не должна быть проверка того, чему нас научили в школе? В итоге прекрасный, казалось бы, период под названием «выпускные классы» превратился в одну сплошную гонку за успешную сдачу тестирования», − Татьяна Гордиенко, студентка 2-го курса.


4. Бумажная волокита и постоянные проверки

Программы, календарно-тематические и поурочные планы, планы-графики, отчёты, журналы – это лишь часть бумажной работы, которая ложится на плечи обычного учителя. У классных руководителей и завучей волокиты ещё больше.

В некоторых университетах Украины уже была внедрена централизованная система оценивания знаний или электронный журнал. К сожалению, полностью отказаться от бумажных документов невозможно, но все же это большой шаг вперед.

Учителям стоит перевести все документы, которые это позволяют, в электронный вид. На компьютере можно собрать электронные шаблоны для всех отчетов и планов, которые они сдают регулярно, а также хранить различные наработки для проведения уроков.

«Я люблю свою работу, и мечтала стать учителем еще с детства. Так и случилось, но по факту вышло не так, как представлялось. Мне хочется выполнять свой главный долг – учить детей, искать интересные подходы к подаче нового материала, делать этот процесс максимально разнообразным и увлекательным. Но большую часть моего времени отнимает ведение отчетов, заполнение разных бумажек и т.д. Если вовремя не сдашь – выговор от руководства или минус премия. Но, по сути же, на качество обучения мною детей эти бумажки никак не влияют», − Оксана Литвин, учитель начальных классов

5. Зарплата учителей

В Украине средняя зарплата начинающего учителя равна 3300 грн. Она отличается в зависимости от региона страны, состоит из базовой части и стимулирующих выплат, например, за почётное звание или учёную степень, стаж работы, ведение классного руководства, внеурочную работу и так далее.

Молодому специалисту без категории и стажа выжить на школьную зарплату практически нереально. Приходится подрабатывать репетиторством или взваливать на себя колоссальную нагрузку.

Повышение заработной платы – вопрос не только престижа и уважения социума. Возведение профессии учителя в разряд высокооплачиваемых приведёт к тому, что педагогические вузы будут наполнены лучшими представителями молодёжи, а не теми, кого больше никуда не взяли.

Зарплата учителей в Украине

6. Внеурочные занятия

По официальным данным, на данный момент школа не выполняет воспитательную функцию – только образовательную. Поэтому многие учебные заведения даже не пытаются организовать досуг детей.

Другие учреждения образования стараются вовлечь учеников во внеурочную жизнь, но без системного подхода, и в итоге тоже получается плохо. Недовольны и учителя, и дети.

«Мне не нравится организация школьных мероприятий в нашей школе. Кроме учёбы дети должны проводить время с одноклассниками и учителями, придумывать и реализовывать какие-нибудь интересные проекты, конкурсы и т.д. У нас этого нет. Или, наоборот, зачем тратить время на добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, кружков, классных часов? У нас есть свои секции, которые нам нравятся, которые реально нужны для будущого, а мы убивцем время только потому, что «так надо» и «так принято». Считаю, что у каждого ученика должна быть возможность выбора», − Яна Осипенко, ученица 10-го класса.

7. Учительская несправедливость

Конечно, идеальный педагог должен всегда оставаться объективным, справедливым, мудрым и находить ключик к любому ребенку. Но в реальной жизни (а не в наших с вами наилучших представлениях и старых добрых фильмах про школьную жизнь), к сожалению, часто происходит иначе. И чрезмерная благосклонность к ребенку, и предвзятое отношение, и школьная дедовщина могут испортить детям чудесные школьные годы.

Любимчики преподавателей, искусственное занижение оценок, несправедливое отношение к ученикам, покровительственное отношение к детям знакомых (и своих собственных родственников) и другие причины формируют у школьников множество психологических травм, которые потом долго залечиваются в будущем, а иногда и вовсе ломают человека.

Школьному образованию не хватает достойных кадров, которые бы высоко держали планку учительской профессии, несмотря ни на какие личностные обстоятельства.

«Школа часто проверяет меня на прочность. Так получилось, что в средних классах из-за учительской несправедливости я вынуждена была сменить свою любимую школу на другую. У нас небольшой городок и школ всего три. Так вот, первые годы в новой школе всё было хорошо, я даже удивлялась суперобъективному отношению преподавателей ко всем детям нашего класса. Ровно до того момента, пока к нам не перевели родного брата одной девчонки-отличницы – любимицы директрисы, которая в своё время не раз защищала честь школы на различных городских, областных и даже всеукраинских олимпиадах и конкурсах. Я не раз была свидетелем того, как на контрольных работах учителя подкладывали ему на стол бумажку с правильными ответами или просто молча тыкали пальцем в правильные ответы. В результате у него самый высокий балл из всех, а у тех, кто действительно учится и старается самостоятельно, − баллы занижены. К тому же, часто приходится выслушивать, как учителя ставят этого мальчика в пример всему классу. Больно, несправедливо и обидно. Жаловаться кому-то нет смысла, такое всегда было и будет. А снова менять школу, да еще и на пороге выпуска, – такая себе идея», − Яна Луценко, ученица 10-го класса.

Версия для печати
1
810
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: