Влияние учебников на мировоззрение учеников: интервью с экспертами АДЭ


17.04.2019

До сих пор есть люди, которые не понимают, зачем «переписывать» книги и утверждают, что никакой дискриминации в украинском обществе, тем более в отношении детей, не существует. Однако Антидискриминационная экспертиза (далее — АДЭ) школьных учебников говорит об обратном.


Большинству украинцев, к сожалению, неизвестно о Законе Украины "О основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине", результатом действия которого и является деятельность экспертизы. Опираясь на этот закон, специалист анализирует учебник на наличие прямой, косвенной и скрытой дискриминации по различным признакам (цвет кожи, религиозные и другие убеждения, пол, возраст, инвалидность, семейное положение и прочее). Результаты экспертизы публичны и с ними можно ознакомиться на сайте Института модернизации содержания образования.

В состав комиссии входит более 40 специалистов — это кандидаты и доктора наук из разных вузов, общественных организаций Украины, а также педагоги, работающие в системе школьного образования. Они прошли обучение по сертификационной программе и пользуются разработками отечественной науки в этой сфере и международных отчетов UNIСEF о случаях дискриминации в учебниках разных стран мира.

Мы решили взглянуть на работу экспертов изнутри, поэтому узнали у Зубатенко Валерии, Олега Марущенко (кандидата социологических наук, доцента), Анны Манойленко и Татьяны Жеребкиной подробнее об АДЭ.

Зачем нужна АДЭ школьных учебников?

Валерия: Школьные учебники в Украине, к сожалению, транслируют огромное количество стереотипов, которые формируют предвзятое отношение и приводят к дискриминации по целому ряду признаков, что препятствует формированию критического мышления у детей и подростков. Книги не отражают реальный мир, в котором существуют неполные семьи, люди с инвалидностью, выдающиеся женщины, парни с длинными волосами и другие. АДЭ направлена на то, чтобы каждый ребенок, который берет в руки учебник, не чувствовал себя исключенным из социальной жизни, из понятия "нормы".

Олег: АДЭ школьных учебников проводится для того, чтобы сделать их более дружественными к разным детям.

Учебники, которые побеждают в ежегодном конкурсе МОН, как известно, печатают за деньги налогоплательщиков, а значит и за деньги людей, которые являются носителями разных признаков. И если государство своим Законом гарантирует отсутствие дискриминации людям, привести учебники в соответствие с антидискриминационными требованиями вполне логичный шаг.

За несколько лет мы увидели значительный прогресс. Если, например, в 2016 г. не было ни одного учебника, представленного на конкурс, который бы полностью учитывал антидискриминационный подход в образовании, то в этом году таких учебников уже 42 %.

Анна: В Украине дети проводят 9–11 лет в школе. За это время они должны усвоить невероятный объем знаний, в соответствии с утвержденной МОН Украины учебной программой. И в процессе обучения они усваивают также ряд неписанных норм поведения и доминантное представление о том, как устроено украинское общество и из кого оно состоит. АДЭ школьных учебников призвана очистить образовательный контент от возможных стереотипов и рамок, которые ограничивают восприятие украинского общества.

Татьяна: В учебниках много и других различных дискриминационных элементов, которые раньше не замечали или не хотели замечать: называние ромов «цыганами», непредставленность людей с инвалидностью, обращение только к «ученикам», хотя в классе же есть и «ученицы», изображение женщин исключительно как матерей, учительниц и медсестер, но не как научных сотрудниц... Возможно, отдельно эти детали кажутся незначительными, но комплексно учебники влияют на формирование мировоззрения ученичества. Именно с этим и работает АДЭ: через поиск дискриминационных элементов в учебниках дает рекомендации относительно их изъятия.


Почему согласились тратить свое время на такой кропотливый и не совсем благодарный труд?

Валерия: Я помню, как это — когда учебник с тобой не говорит. В детстве не понимала, почему учебник обращается только к мальчикам и изображает как абстрактного человека только мужчину, а женщина всегда выступает в роли домохозяйки. Моей основной мотивацией было понимание, что нельзя перекладывать ответственность за изменения на кого-то — их должны вносить все.

Олег: Я социолог, а в этой науке неравенство в обществе — центральная тема. Когда появилась возможность не только изучать это неравенство, но и положительно влиять на него, не воспользоваться таким шансом было просто невозможно.

Анна: Гораздо легче не вкладывать в головы детей стереотипное мышление, чем потом бороться с его последствиями. Меня очень мотивировала поддержка со стороны МОН. Я лично не знаю множество стран, которые бы проводили подобную экспертизу. И, несмотря на то, что сам процесс был организован не лучшим образом, я убеждена, что у АДЭ большой потенциал.

Татьяна: С одной стороны, АДЭ необходимо проводить в очень ограниченные сроки, что предполагает тщательное изучение сотен страниц учебников. Но, с другой стороны, это важная деятельность: авторский коллектив часто принимает во внимание подготовленные рекомендации для улучшения содержания — и школа получает готовый учебник без дискриминационных элементов. Поэтому приятно участвовать в инициативе, которая работает на уменьшение примеров дискриминации в учебниках. И я бы ни в коем случае не называла такую работу неблагодарной.

В завершение приведем визуальный пример положительного влияния АДЭ. В 2017 г. экспертная группа обнаружила, что большинство детей не может найти себя в учебниках, поскольку книги не отражают реальной жизни. О какой жизни мы говорим? В частности, об инклюзии в образовательной системе. А Вы знали, что 2 500 000 украинцев — это люди с инвалидностью? И не было абсолютно ни одного примера с представителями этой группы населения в школьном учебнике. Будто их вообще не существует. И именно АДЭ дала толчок к позитивным изменениям, чтобы упоминания и изображения людей с инвалидностью внесли в книги, а, следовательно, и в норму общей картины мира украинского ребенка.

Беседу вела Инна Стефанец

 

Версия для печати
0
452
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: