10 демотиваторов в обучении детей


14.05.2019
Жажду к знаниям у ребенка отбить очень легко. Ребенок хочет высказаться, а учитель не дает ему этого сделать. Или же родители не отвечают серьезно на вопросы, которые беспокоят детей. После нескольких «пустых» ответов ребенок уже ничего не будет спрашивать, его взгляд станет равнодушным.

Главные демотиваторы в обучении и развитии детей нужно знать в лицо, а также понимать, как их убрать из жизни семьи. Светлана Залужная, директор и соавтор школы DEC life school, определила 10 врагов мотивации у детей, и рассказывает, как обезвредить каждый из них.



Демотиватор 1

Насыщенная программа обучения и отсутствие свободы выбора

Многие родители свято верят в то, что чем плотнее график занятий ребенка в школе и вне ее, тем эффективнее он проводит время. На самом деле детям как младшего, так и старшего школьного возраста необходимо свободное время, ведь это время для их саморазвития. Жить в жестком расписании и с насыщенной программой обучения — верный путь к потере творчества, самостоятельности и интереса в поиске нового, ведь ребенок может быть заинтересован только при дефиците активностей, а не при их избытке.

Дети часто живут в режиме «надо», у них нет выбора, мало времени для своих «хочу», а ведь возможность делать выбор — важный элемент взросления и развития ребенка.

Что делать? Конечно, в чистом виде свободы и свободного выбора в жизни не бывает. И поэтому для гармоничного развития ребенка семье достаточно организовать свободное время для саморазвития в течение дня и предоставить ему возможность выбирать. Это может быть выбор из двух опций. Например, родитель говорит ребенку, что спорт — это «надо», но оставляет выбор за ребенком, будет это плаванье или танцы.

Демотиватор 2

У ребенка нет ответа на вопрос «Зачем?»

Часто с ребенком не говорят о том, почему и зачем мы что-либо делаем. Это касается обучения, быта, совместных поездок и досуга. Родители чаще всего просто отмахиваются ответами «так надо», «это тебе пригодится», «так делают все», а ребенок не понимает смысла всех этих действий и не видит мотивации.

Второй аспект — у ребенка нет положительного примера для подражания. Например, родители говорят, что читать — это хорошо, но при этом образа читающего родителя в семье нет. Либо же фраза «учиться — это хорошо»: родители и правда могут заниматься самообучением, но дети этого процесса не видят. Как ребенок может понять, что его мама или папа тоже развиваются и делают то, что «надо»? У ребенка не появляется взаимосвязь между словами и действиями или их отсутствием. А живя в мире информационного перенасыщения ребенку эти смыслы еще сложнее отыскать и принять.

Что делать? Показывайте ребенку положительные примеры, создавая образы для подражания. Берите его с собой на работу, на тренировки, на развивающие события и разговаривайте с ним о том, что происходит, почему и зачем. Показывайте своим детям как применять полученные знания в реальной жизни. Такого вызова не было еще ни у одного поколения родителей, поэтому придется быть первопроходцами.

Демотиватор 3

Непонимание природы ребенка, его сильных сторон, зон развития и интересов

У каждого ребенка своя природа. Ребенку важны три вещи: иметь выбор, чувствовать себя взрослым и осознавать свой прогресс и развитие. Да и родители хотят от своего ребенка того же, вот только у каждого из них разные стратегии достижения желаемого. Как правило, у учителей традиционной школы нет задачи узнать природу ребенка, нет физической возможности наблюдать за ним, вести беседы, выстраивать отношения и анализировать его поведение.



Для того, чтобы понять сильные стороны ребенка и зоны его развития, то, как ребенок проявляет себя в разных ситуациях, на что он опирается, чего хочет, а чего избегает, нужно очень много за ним наблюдать. Комплексное исследование характера ребенка во всех сферах его жизни — ключ к тому, чтобы найти его глубинную мотивацию и подобрать именно ту программу, которая учитывает особенности личности ребенка.

Что делать? Родителю нужно максимум времени общаться с ребенком, наблюдать за ним и исследовать его жизнь с разных сторон. Задавайте много вопросов: например, не просто спрашивайте: «Как дела в школе?», а подберите 15–20 наводящих вопросов, ответы на которые дадут представление о том, чем именно живет Ваш ребенок в школе. Также важно общаться со всеми, кто взаимодействует с ребенком: учителя, тренеры, соседи, инструкторы в секциях, его друзья. Регулярно получая обратную связь от них, Вы поймете природу своего ребенка, узнаете его интересы, сильные стороны и зоны развития.


Демотиватор 4

Отсутствие индивидуального подхода в обучении и развитии

Индивидуальный подход в развитии и обучении ребенка должен опираться на самого ребенка. Обучение по стандарту МОН — это лишь часть индивидуальной траектории. Нужно выстраивать вокруг конкретного ребенка все элементы образовательной траектории, учитывая его возможности, особенности характера, склонности и интересы. Это и академические знания, полученные в школе, и дополнительные программы развития, курсы, поездки в лагеря и экскурсии с родителями, обучение с репетиторами и занятия с индивидуальным ментором. 

Что делать? Никто не станет лучшим менеджером образовательной траектории для ребенка, чем сами родители. Ни одна даже самая лучшая школа не учтет всех потребностей ребенка. И ограничиваться ресурсами одной школы сегодня просто неразумно, ведь во всех развитых городах страны есть огромное количество развивающих программ и продуктов для детей.

Демотиватор 5

Отсутствие значимого взрослого

Я сторонник «Теории привязанности» Ньюфелда. Привязанность к родителям формируется в самом раннем возрасте ребенка. И самый значимый взрослый для любого ребенка — это его родители и члены семьи. Даже в подростковом периоде, когда дети теряют близкую связь с родными, она все равно потом восстанавливается. Когда у ребенка есть значимый взрослый в кругу семьи, в лице учителя или тренера, старшего брата или сестры — это его гарант ощущения безопасности и отсутствия страхов. Если у ребенка есть поддержка, он знает, что может прийти к этому человеку, обсудить любую проблему и быть принятым — именно тогда ему не страшно идти вперед, пробовать, делать ошибки и развиваться. Обучение также строится на опыте, который предполагает ошибки. В школе ребенок проводит очень много времени, поэтому важно, чтобы и там у него был такой значимый взрослый.

Что делать? Задача родителей — окружать ребенка сильными личностями и быть внимательными к тем, кого дети выбирают своими значимыми взрослыми вне семьи.

Демотиватор 6

Критика и давление

Критика и давление попросту отбивают любую охоту развиваться. Как стратегия для мотивации у нее очень краткосрочная перспектива. Если ребенка постоянно критикуют и подавляют, у него формируются негативные установки о самом себе: «я не такой», «я не умею», «я не знаю», «я не могу».

Что делать? Полностью исключите критику и давление в адрес ребенка, потому что они напрямую демотивируют в учебе и познании мира. Лучше выстроить конструктивную обратную связь. Не говорите ребенку, что он делает не так, а поговорите с ним о том, как бы Вы хотели, чтобы ребенок поступал в той или иной ситуации.

Демотиватор 7

Устаревшая форма передачи знаний

Учителям и родителям пора признать тот факт, что сегодня дети качественно получают информацию о мире в другой форме: когда быстро, весело и ярко. Такая форма подачи информации сформировалась благодаря телевидению, интернету, гаджетам и аниматорам на днях рождения. Поэтому получать знания в формате фронтального обучения и через учебники детям довольно сложно.

Что делать? Это не означает, что у ребенка не должно быть более «рутинной» формы работы с информацией, ведь это часть предстоящей взрослой жизни. Но эту форму работы нужно разбавлять и другими: в форме игры, мультимедиа, событий, онлайн-обучения. По-другому современные дети не смогут эффективно усваивать учебную информацию.

Демотиватор 8

Никто не учит учиться

У детей сейчас практически нет навыков самостоятельной работы. Даже выполнение домашнего задания зачастую происходит под давлением родителей или учителей. Ребенок не знает, как ему учиться самому: как спланировать процесс, поделить материал на части, оценить свое время на выполнение работ, контролировать успевание. Никто этому их не учит. Задача современной школы — научить детей учиться самостоятельно, мотивировать себя к обучению и знать свои методы мотивации.

Что делать? Вводить в домашних условиях элементы самостоятельного обучения: планирование, мониторинг прогресса, умение отслеживать время, доводить начатое дело до конца. Не обязательно это делать в процессе обучения: решение бытовых задач может помочь ребенку научиться элементам самостоятельной работы. К примеру, по чек-листу можно планировать с ребенком день, процесс сбора в школу, уборку комнаты и совместное приготовление пирога по рецепту.


Демотиватор 9

Оценивание без контекста

Сама по себе цифровая оценка прогресса ученика — не такое и большое зло, если у нее есть контекст. Оценка должна быть как результат диалога учителя и ребенка о его прогрессе. Часто оценка ставится учителем субъективно и без объяснений. Низкая оценка может означать многое и разное: «плохо вел себя на уроке», «ничего не знает» (как правило, такого не бывает), «не выполнил домашнее задание» или «перебивал учителя на уроке». Очень важно говорить ребенку о конкретном смысле цифровой оценки.


Что делать?
Если ребенок учится в традиционной школе с системой цифровых оценок, научитесь обсуждать с ребенком эти оценки — как хорошие, так и плохие. Интересуйтесь, что именно ему нравится или не нравится в том или ином предмете, нравится ли ему преподаватель, попросите дать ребенка объяснение каждой оценки. Если Вы как родитель будете знать мотивирующие факторы ребенка, Вы сможете помочь ему подтянуть и те предметы, в которых он «плавает» или которые ему мало интересны. В школе DEC Life School нет цифрового оценивая учеников — мы уверены в том, что это недостаточно полный показатель прогресса ребенка, который не дает ни ребенку, ни его родителям полного понимания того, что с ребенком происходит в школе. Вместо это мы используем комплексную обратную связь.

Демотиватор 10

Отсутствие регулярной и конструктивной обратной связи

В нашей стране нет культуры работы с обратной связью: ее нет как в сфере обучения, так и в бизнесе, в политике и в любой другой сфере. Конструктивная обратная связь — это отсутствие критики. В общении с ребенком или с учителем мы говорим не о своих эмоциях по отношению к ситуации, а о том, что важно для нас, чего мы хотим в этой ситуации. Без критики, давления и ярлыков. Важна и регулярность обратной связи: чем чаще Вы как родитель даете свою обратную связь и просите ее в ответ, тем меньше будет негативных эмоций, стресса и желания уйти от неприятной темы.

Что делать? Выстраивайте с ребенком живое общение благодаря регулярной и созидательной обратной связи, чтобы он не надевал удобные для Вас «маски» и не показывал только те свои стороны, которые Вы как родитель хотите видеть.
Версия для печати
0
831
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: