Арт-терапия для детей: интервью с коррекционным психологом и арт-терапевтом Юлией Гордиенко


30.05.2019
Не всегда и не каждый ребенок может рассказать о чем-то страшном и мучительном. Психика ради сохранения целостности личности блокирует неприятные воспоминания. Но со временем эти проблемы могут серьезно сказаться. Как же преодолеть такие ситуации? 



На помощь приходит арт-терапия — направление психотерапии, которое помогает мягко снять внутренние защитные блоки психики и перенаправить ресурсы человека на безопасную деятельность. Подробнее об этом методе рассказала Юлия Гордиенко — коррекционный психолог, дефектолог, сертифицированный арт-терапевт, автор курсов и семинаров о ресурсах в материнстве, психосоматике, развитии детей, саморазвитии, основатель проекта о творческом восстановления личности "Арт [реанимация]".


Инна Стефанец: Сейчас остро стоит вопрос гиперактивности детей (СДВГ). Это связывают с трудом распознавания эмоций и их проявлением. Как часто Вы сталкиваетесь с подобным в своей практике?

Юлия Гордиенко: Есть миф, что гиперактивность можно корректировать только с помощью детского психолога или занятий по раннему развитию. Это не так! Без комплексной помощи, а главное — понимания механизма нарушения, эффективно помочь сложно.

СДВГ — это нарушение в работе головного мозга. Причины разные: от раннего поражения центральной нервной системы до негативного влияния окружения. Поэтому работу с СДВГ следует начинать с неврологического обследования.

Существует ошибочная иллюзия, что чем больше ребенка окунать в занятия, тем лучше будет дисциплина. Важно! Если у арт-терапевта нет базового психологического образования, то он не поможет. Если же специалист — это дефектолог и дополнительно арт-терапевт, то он грамотно подберет упражнения для снижения фоновой тревожности через сенсорный опыт и поможет с развитием эмоционального интеллекта, дав родителям своевременную грамотную консультацию.

Я часто сталкиваюсь с этим в своей практике. Взрослые не способны принять эмоции и чувства своего ребенка. Все очень индивидуально. Не случится чуда, если родители параллельно не будут развивать свой эмоциональный интеллект и «позицию взрослого». Поэтому самая эффективная стратегия работы, на мой взгляд, — это «родитель + ребенок».

Инна: Что лично для Вас арт-терапия (далее — АТ)? Применяли ли Вы сами что-то из упражнений?

Юлия: Это отдельное и полноценное направление психотерапии. Я работаю с психосоматикой, психологическими травмами, темой самооценки и самоценности, «эмоциональным выгоранием» в материнстве и темой детского развития.

Ошибочно применять термин «арт-терапия» к любому творческому самовыражению человека или творческому мастер-классу в кафе. Я разграничиваю свободное творчество ради вдохновения и собственно терапию для лечения души с помощью конкретных техник и в сопровождении специалиста.

Конечно применяла. Во-первых, без прохождения личной терапии в рамках метода невозможно работать с клиентами эффективно. Во-вторых, обучение АТ (базовое и дополнительное) проходит только через применение техник на себе.

Инна: С чем связано распространенное мнение, что именно АТ наиболее безопасна для проявления чувств?

Юлия: Причина в использовании творчества как ресурса, которая помогает снизить психологические защиты клиента. Поэтому у АТ широкий спектр применения практически без противопоказаний. В АТ вообще не существует понятия «правильной работы». Сферы деятельности арт-терапевта обширны: зависимости, тревожность, психопатологии, самореализация и др.




Инна: Не навредят ли такие эксперименты с терапевтированием эмоций впечатлительному, нежному ребенку?

Юлия: Вредят некомпетентные специалисты. Поэтому перед консультацией с любым арт-терапевтом (психологом, дефектологом, нейропсихологом) спросите, как и где он учился? Какие методы использует? Почему работает именно с детьми? Что знает о гиперчувствительности и нарушениях сенсорной интеграции?

Если специалист действительно компетентный, то он направит родителей в нужное русло коррекционной работы. С впечатлительностью — это грамотный план занятий, подбор литературы для родителей и успокоение их тревог.

Инна: В чем заключается обучение адаптации ребенка к повседневной жизни через АТ? И сколько нужно занятий?

Юлия: Зависит от диагноза или запроса. Иногда достаточно и 2–3 занятий (работа со страхом). А может и 15 не хватить. Остерегайтесь заочных диагнозов без личной консультации и без сбора анамнеза ребенка. Часто говорю о необходимости просветительской работы с родителями, а лучше — семейной терапии.

Инна: Как родители могут оценить успешность АТ? Есть какие-то очевидные признаки прогресса?

Юлия: Если родители полностью перекладывают ответственность за исцеление невроза ребенка на специалиста — это дорога в никуда, ведь дети — зеркало семьи.

Идеально, если родители вместе со специалистом обсудят план работы. Арт-терапевт опишет, какого поведения, трудностей и кризисов ожидать в будущем в результате терапии.

Инна: У Вас есть какой-то конкретный набор техник? Насколько АТ зажата в формальные рамки?

Юлия: Да, есть любимые техники и материалы для работы. Но я постоянно учусь и пополняю «ящик инструментов». Речь не только об АТ, но и о смежных направлениях (нейропсихология, телесно-ориентированная терапия, курсы письменного мастерства и т. д.).

Чаще использую изотерапию (терапию изобразительным искусством), сказкотерапию, глинотерапию, нейрокоррекцию с арт-техниками. С каждым материалом своя специфика работы.

Жестких рамок нет, но есть правила для арт-терапевта:

• Недопустимы команды, крики, принуждение, требования.

• Ребенок самостоятельно выбирает, чем хочет заниматься, и работает в своем темпе.

• Клиент имеет право отказаться от выполнения определенных упражнений, не включаться в коллективную работу, не участвовать в обсуждении, а только слушать.

• Специалист принимает и поддерживает все продукты творческой деятельности ребенка независимо от формы, содержания и этичности вида.

• Отсутствие обесценивания творческой деятельности или ее результата.

• Запрещено наказывать и критиковать за невыполнение работы.

Инна: Что бы Вы посоветовали родителям для улучшения эмоционального состояния ребенка?

Юлия: Максимально интересно и творчески проводить время вместе, а в моменты трудностей обращаться за помощью к специалистам, которым доверяете. Как психолог и арт-терапевт рекомендую родителям не заниматься с детьми психологией и обучением (особенно если не хотите играть). Займитесь с малышами жизнью!



Упражнения для детей от 4–5 лет

Упражнение «Нарисуй свое настроение»

Цель: развитие эмоционального интеллекта, разгрузка сильных эмоций, диагностика настроения, развитие мелкой моторики.

Задача: Ребенку предлагают на листе А4 цветными карандашами/красками нарисовать свое настроение.

Когда ребенок закончит работу, попросить дать ей название. Далее важно поговорить о нарисованном.

— Что ты нарисовал?
— Почему тебе было важно нарисовать именно этим цветом?
— Что чувствует главный герой этого рисунка?
— Как ему помочь?
— Чего ему не хватает?

Важно: внимательно слушать ребенка, можно фиксировать ответы в письменном виде и проговаривать эмоции, чувства вместе. Нельзя оценивать, критиковать, навязывать свое мнение и мировоззрение.

Упражнение «Колобки»

Цель: развитие мелкой моторики, эмоционального интеллекта, развитие психологического здоровья, гармонизация отношений «родители — дети».

Материалы: пластилин или соленое тесто, различные украшения: пуговицы, бусинки, палочки от мороженого и подобное.

Ребенку дается задание слепить семью колобков (если кого-то пропустил — подумать почему).

Затем попросить украсить каждого колобка (обратить внимание: кого ребенок украшает с удовольствием, а кого игнорирует). Можно дать колобкам имена.

По желанию придумать сказку об этой семье (как проходит их день, что чувствует каждый герой).

Важно: не выдумывать диагнозов, не добавлять в игру свои собственные фантазии и иллюзии — только слушать игру ребенка, быть взрослым, которому можно доверять. Если у Вас есть определенные выводы, то не говорить об этом вслух, особенно во время игры.

Беседовала Инна Стефанец
Версия для печати
0
315
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: