Застенчивый ребенок: норма или следствие?


27.11.2019
Начиная с возраста 3–5 лет родители могут замечать за малышом несвойственную ему до сих пор застенчивость — и бьют тревогу. Мол, ребенок недостаточно социализированный, а значит в будущем у него будут проблемы в общении. Так ли это?



То, что для одного человека является нормой (проявлять инициативу при знакомстве, например), то у другого вызовет существенный дискомфорт: руки потеют, сердце чаще бьется и т. п.

Многие считают, что замкнутость ребенка — это все же минус. Но здесь стоит копнуть глубже. Ведь все мы разные, и для раскрытия себя кому-то нужно больше времени. Особенно если атмосфера нетипичная, а люди вокруг незнакомые (адаптация к садику, например).

И здесь ключевую роль отводят родителям: именно Вы готовите ребенка к взаимодействию с внешним миром, а значит и вселяете в него уверенность в себе. Согласитесь, пристыжая малыша за его страх, мы делаем медвежью услугу всем участникам процесса: ребенок еще больше замкнется, воспитателям нужно будет выискивать замысловатые схемы взаимодействия, а Вам восстанавливать нарушенную привязанность.

Поэтому давайте, прежде всего, разберемся, что тревожит Вас. Малыш преимущественно наблюдает за игрой сверстников со стороны (как в учреждениях дошкольного / школьного учреждения, так и на кружках). Может быть также заостренное проявление переживаний ребенка: дрожит, заикается, краснеет, потому что боится быть осмеянным. С другой стороны, у Вашего ребенка высокие успехи в овладении знаний и с ним легко договариваться.

Так это больше плюсы или минусы? В зависимости от причин такого поведения.

* Если в Вашей семье у всех подобный темперамент (наследственность) и дома все члены семьи общаются тихо и спокойно (подражание), тогда все в порядке: малыш чувствителен к эмоциональному фону окружения — это стоит учитывать и уважать.

* Если к воспитанию ребенка были привлечены многие люди, которые часто менялись (нестабильность глубоко травмирует), малыша слишком опекали (помните шутку «мама, я голоден?» - «нет, ты замерз») или же после каждой неудачи унижали и смеялись (заниженная самооценка) — тогда над этим нужно работать, и в первую очередь родителям.

Вы можете не признаваться себе, но для ребенка родители — зеркало. Если папа говорит, что я тупой — значит так и есть. Если мама заставляет здороваться с невежливым соседом, тогда я должен это сделать, чтобы маме было приятно. Малыш хочет выслужиться перед Вами — вот где камень преткновения. Человека хвалят, любят и принимают просто так, не за что-то, не потому что. Просто так.



Чем больше родители обременяют ребенка собственными ожиданиями, тем больше он закрывается от мира, ведь боится неприятия. Постепенно он смиряется с различными негативными ярлыками — и теряет собственное, пусть и детское, достоинство.



Поэтому разработаем план действий «Необходимо и запрещено».


Необходимо

1. Найти причины боязни малыша и превентивно отрепетировать события: страшно здороваться с воспитательницей, потому малыш ее еще плохо знает — разыграть с любимыми игрушками ситуацию утреннего прихода в садик.

2. Показывайте на собственном примере уверенность: ребенок не любит ходить в людные места — берите его с собой в магазин не в час-пик и делайте совместные покупки, здороваясь с кассирами и персоналом.

3. Просчитывайте ситуацию заранее: посещение нового места стоит обсуждать предварительно, четко озвучивая возможные критические нюансы и убедив малыша в Вашей поддержке.

4. Разрешите отступать от правил: следовать правилам — залог безопасности для стеснительных детей, однако иногда можно выйти за рамки: рисовать на стене, оклеенной ватманом.

5. Советуйтесь с ребенком в сложных ситуациях: делегируйте решение проблемы малышу, конечно же под Вашим контролем — пусть сам позвонит бабушке и поздравит с праздником.

6. Хвалите за маленькие и большие успехи: ребенок впервые, пусть и тихонько, поблагодарил продавщицу — обнимите, поцелуйте в макушку и скажите, что он прекрасно справился.




Запрещено

1. Называть ребенка «забитым», «тормозом», «застенчивым» и другими подобными эпитетами.

2. Насмехаться над неловкостью малыша.

3. Умышленно создавать дискомфортные ситуации для ребенка.

4. Обесценивать даже самые маленькие достижения малыша.

5. Ругать ребенка за его замкнутость.

6. Ограничивать общение с другими детьми.

7. Говорить о неполноценности ребенка без вас, родителей.

8. Чрезмерно опекать.


Да, бывают острые ситуации, когда требуется профессиональная помощь психолога (ряд консультаций, обучение социальным навыкам). Подобные проявления Вы, как родители, заметите сразу и вовремя привлечете к решению проблемы профессионала.


Напоследок. Следите за собой, поощряйте малыша к разумному риску, учите переживать поражение, устраняйте из окружения ребенка токсичных людей. И наберитесь терпения. Да, ищите ресурс в себе. Если Вы убедите малыша, что с Вами контактировать безопасно (т. е. Вы принимаете его во всех проявлениях), он легче и охотнее будет открываться миру. Ведь уметь справляться с конфликтными ситуациями, сопереживать родным людям и просто свободно выражать свои мысли — это все о полноте жизни, которую родители хотят для своего малыша.


Автор: Инна Стефанец
Версия для печати
0
328
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: