Адаптация ребенка с СДВГ в школе: советы учителю


27.12.2019
Диагноз СДВГ появился в нашей стране сравнительно недавно. Это не означает, что раньше гиперактивных детей не было, скорей не уделялось достаточного внимания подобной особенности нервной системы ребенка. Неусидчивых, невнимательных, шумных детей относили к категории «хулиганов», им ставили плохие оценки по поведению, а родителей вызывали в школу.



Проблему это никак не решало — дети не становились более послушными, продолжали испытывать затруднения в учебе и контакте со сверстниками, некоторые замыкались в себе, страдали от социальной депривации и депрессии.

К счастью, современные учителя все чаще готовы не осуждать, а помогать таким детям в их адаптации к школьной жизни и усвоении своих предметов, поддерживать в них интерес к учебному процессу. Работать с ребенком с синдромом дефицита внимания и гиперактивности – задача нелегкая, но вполне посильная для влюбленного в свое дело педагога.

Если в классе оказывается неусидчивый, чрезмерно активный ученик, который на уроках мешает другим, постоянно что-то выкрикивает, ходит по классу и вечно отвлекается — прежде всего стоит поговорить с его родителями, рассказать о конкретных сложностях, которые испытывает ребенок в процессе обучения, и поинтересоваться, диагностирован ли у него СДВГ.

Не всегда за подобным поведением ребенка скрывается диагноз. Некоторые дети более активные в силу темперамента, кто-то тяжело адаптируется в новом коллективе и компенсирует свою стеснительность привлечением к себе внимания, на кого-то влияют отношения в семье и другие жизненные обстоятельства, при которых ребенку может быть просто не до учебы. В современном мире, когда взрослый перестал быть для ребенка безусловным авторитетом, учителю крайне важно уметь распознавать причины проблемного поведения детей, чтобы разработать эффективную стратегию их обучения.



Особенность детей с СДВГ (а таких, по статистике, 5–10 % от общего числа) — это их неспособность планировать, управлять своими импульсами, контролировать время, удерживать концентрацию на чем-то одном длительное время. 


Эти дети действуют из сиюминутного желания, у них снижена долгосрочная мотивация, им тяжело усидеть на одном месте. При этом они часто бывают по-настоящему одаренными, и основной задачей учителя оказывается не столько целенаправленное обучение такого ребенка, сколько создание максимально благоприятных условий для раскрытия его талантов и поддержание интереса к познавательной деятельности.


Все идет по плану

Так как долгосрочное планирование у детей с СДВГ вызывает особые сложности, именно педагогу нужно позаботиться о том, чтобы ребенок четко понимал, что, когда и зачем ему необходимо сделать. 


Чем более наглядный и простой план составляет учитель — тем выше вероятность, что ребенок его выполнит.


Каждое утро рекомендуется вывешивать на одно и то же видное место расписание дня, план урока, домашнее задание. Это дисциплинирует всех детей без исключения, помогая им быстрее ориентироваться и адаптироваться в школе. Ребенку с СДВГ можно дать копию плана в печатном виде, приклеить ее к парте или вложить в дневник. Для того, чтобы обратить внимание на план, просите ребенка посмотреть, что сейчас следует делать в соответствии с ним. Так дети учатся не только выполнять определенную последовательность действий, но и следить за временем.

Структурируйте учебный материал, делайте его максимально наглядным, обобщайте сказанное. Однако не стоит злоупотреблять повторениями — дети с СДВГ очень тяжело переносят рутину, и повторение одного и того же правила быстро нагоняет скуку и переключает внимание на что-то совершенно постороннее.


Четкие правила

Школьные правила должны быть максимально четкими и понятными. И обязательными для выполнения всеми учениками. Согласуйте с классом систему поощрений и наказаний для нарушителя правил. Важно, чтобы дети сами принимали участие в разработке этой системы, тогда они охотней будут ей следовать. 


Поощряйте ребенка с СДВГ каждый раз, когда у него получилось не нарушать правила.


Повесьте плакат с правилами, а также инструкцию по выполнению домашних заданий на видном месте. Лучше всего сделать подобные плакаты в виде инфографики, а не в виде текста — рисунки быстрей привлекают внимание и легче запоминаются.


Ничего лишнего

Дети с СДВГ воспринимают информацию сразу из нескольких источников и очень быстро переключают свое внимание на то, что им более интересно в данный момент, напрочь забывая о предшествующей деятельности.

Организуйте рабочее пространство вокруг ребенка таким образом, чтобы на него воздействовало как можно меньше отвлекающих факторов. Посадите его подальше от дверей, окон и шкафов. Иногда лучшим решением будет разместить такого ребенка прямо перед учительским столом, если сам ребенок от этого не испытывает дискомфорта.



Помогайте ребенку поддерживать порядок на столе и в дневнике, контролируйте его внимание с помощью тактильного и зрительного контакта.


Делу время, потехе час

Детям с СДВГ очень трудно долго сидеть на месте. Они импульсивны, в них бурлит нерастраченная энергия. Поэтому паузы в учебном процессе просто необходимы. Во время урока делайте хотя бы 2–3 небольших перерыва по несколько минут, чтобы дети могли размяться, походить по классу, попрыгать или побегать. Однако перерывы не должны превышать 5 минут — при большей паузе гиперактивному ребенку будет крайне сложно вернуться к предыдущей деятельности.

Такие дети плохо ощущают течение времени, поэтому используйте таймер. Можно ставить песочные часы или указывать положение стрелок, при котором время, отведенное на выполнение какого-либо задание, закончится.

Используйте специальные сигналы для начала и окончания работы — например, 2 хлопка в ладоши.


Смена видов деятельности и сенсорная интеграция

Дети с СДВГ плохо ощущают свое тело, внешнего воздействия им постоянно мало, именно поэтому их игры чаще всего агрессивны и даже опасны. Для мягкой адаптации такого ребенка хорошо послужат любые упражнения, которые помогают ему ощутить собственное тело.

В перерывах инициируйте активные игры, в которых можно бегать, прыгать, что-то толкать, двигать.


Во время урока предложите ребенку вытереть доску, полить цветы, принести книгу, раздать тетради — так Вы не только даете ребенку разнообразие сенсорных ощущений, но и показываете свое доверие к нему.



Для стимуляции сосредоточенности при изучении какой-либо новой темы можно дать ребенку в руки эспандер или мячик.

Разнообразие на уроке очень важно. Чередование теоретических тем с практическими примерами, шутками, интерактивными играми, азартными заданиями, дискуссиями — все это помогает поддерживать интерес к занятию даже у самых непоседливых учеников.


Слона съедаем по частям

Большой объем заданий и длинные последовательности действий вызывают у ребенка с СДВГ настоящую панику. Поэтому максимально дробите задания и выдавайте по частям, не забывая поощрять за каждую выполненную часть.


Ребенок с СДВГ быстро теряет концентрацию и истощается, поэтому не заставляйте его переписывать или переделывать что-то, что сделано правильно, но недостаточно аккуратно. 


Напоминайте о том, что ему нужно сделать, используйте яркие стикеры или условные обозначения как сигналы к началу и окончанию очередного этапа работы.


Метод пряника

Система наказаний практически не работает на детях с СДВГ, ведь способность к долгосрочному планированию (а, значит, и избеганию последствий) у них отсутствует. А вот создавать внешнюю мотивацию за счет системы всяческих поощрений можно и нужно. 

Главным критерием оценки с таким ребенком должно быть его старание, стремление выполнить задание, а не конечный результат. Поощряйте любое усилие, которое он прикладывает: 

* выполненное, пусть даже неаккуратно или с опозданием, задание; 
* попытку решить задачу своим оригинальным способом; 
* сдержанность на уроке; 
* соблюдение порядка на рабочем столе; 
* помощь по классу и т. д.

Похвала стимулирует мотивацию, вдохновляет на новые достижения — ведь в конечном счете все хотят быть хорошими для значимых окружающих.


Отношения в коллективе

Гиперактивные дети часто испытывают сложности в общении с другими детьми. Они бывают агрессивны, нетерпеливы, непоследовательны, могут громко кричать, толкаться и мешать другим на уроках. Более того, такие дети очень эмоциональны, остро реагируют на любые конфликты, и поэтому нередко оказываются изгоями в детском коллективе.

Чтобы такого не произошло, учителю следует контролировать поведение ребенка, не позволяя ему обижать других, но при этом активно вовлекать его в социальную жизнь, давая различного рода ответственные задания, распределяя роли в играх по возможностям и особенностям каждого, указывать при всех на его сильные стороны, хвалить и поддерживать в сложных ситуациях. 

Личный пример взрослого — главное, на что будут обращать внимание дети, и если учитель настроен положительно по отношению к ребенку, относится с пониманием и принятием его особенностей, то и ученики будут вести себя соответственно.


Автор: Вероника Кудина
 
Версия для печати
0
851
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: