Уроки с детьми делать не надо!?


28.01.2020
Этот вопрос задает себе каждый родитель. Особенно если на носу конец четверти, аттестация или экзамены, а любимое чадо не демонстрирует особого рвения в учебе. Еще чаще подобным вопросом задаются родители первоклассников, которым очень хочется не только помочь своим детям быстрее адаптироваться к школьным будням, но и стать лучшими учениками с первых дней учебы.



Волнение родителей понятно, однако психологи предостерегают: делать уроки вместе или тем более вместо ребенка крайне не рекомендуется, если только Вы не намерены вырастить его в полностью зависимым, несамостоятельным и безучастным к собственному будущему.

Известный психолог Михаил Лабковский категоричен в своем мнении:


«Учеба — личное дело ребенка. А ваше родительское дело любить его и заботиться о нем независимо от его успеваемости, прически, пятен на майке, успехов в спорте, музыке, изобразительных искусствах и вообще любых его успехов и провалов. Только безусловная любовь дает детям силы, веру в себя, психологическую стабильность и ресурсы для развития их талантов».


Желание родителей контролировать выполнение детьми уроков Михаил объясняет родительскими страхами и тревожностью. Несколько десятилетий назад аттестат отличника действительно открывал дорогу в «светлое будущее», гарантируя поступление в желаемый ВУЗ и получение престижной должности на работе.

Сейчас же, в век доступности информации и стремительного развития технологий, считается нормой учиться всю жизнь, менять профессии и выбирать занятие по велению сердца. На первый план выходит осознанность и добровольность получения образования, а также умение ценить собственное время и правильно расставлять приоритеты.

Ребенок от рождения наделен тягой к познанию, и задача родителей — не заставлять его делать уроки и сдавать экзамены на «отлично», а создавать безоценочное пространство любви и принятия, в котором он сможет чувствовать себя в безопасности, развиваться и раскрывать свои таланты. Отношения всегда должны быть в приоритете.


«Школа пройдет, а ваши отношения на всю жизнь», — утверждает и Лариса Суркова, кандидат психологических наук, специалист в области семейной и детской психологии, мама пятерых детей.


Лариса убеждена: ребенку важно показывать, что родители ему доверяют, позволять брать на себя ответственность за собственные действия. Причем чем раньше разрешить ребенку принимать самостоятельные решения и делать все самому (собирать портфель, выбирать одежду, самому организовывать свое время), тем более ответственно он будет относится к своим обязанностям в дальнейшем.


«Уроки ребенок делает сам. Те, кому не дали шанса с первого класса, не начнут вдруг сами их делать в пятом», — считает психолог.


Конечно, бывают у ребенка просто не получается выполнять задания самостоятельно. Он забывает об уроках, не может сосредоточиться, плохо запоминает материал, делает много ошибок. В такой ситуации родителям сложно оставаться безучастными. Да и не нужно! Специалисты сходятся во мнении: не стоит сидеть часами над учебниками вместе с ребенком, контролируя каждую написанную строчку, а необходимо найти и устранить причину, по которой он не справляется сам.




«Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ»
, — пишет Лабковский. Для начала исключаются проблемы физиологического и неврологического характера, а затем — проблемы психологические и психосоматические. 

В состоянии стресса человек не способен к обучению. Если ребенок слишком чувствителен, тревожен, пережил травматичный опыт, получал или получает мало любви и поддержки от значимых взрослых — его способность к обучению и запоминанию новой информации будет снижена. 

Лучшая стратегия в таком случае — быть рядом с ребенком, показывая ему свое участие и любовь. Можно слегка направлять его активность и мысль в нужное русло, подсказывать, эмоционально мотивировать, превращать учебу в увлекательную игру, изготавливать яркие и интересные учебные пособия, изобретать наглядные примеры. Помогите ребенку организовать комфортное для обучения пространство, выбрать лучшее для занятий время и очередность выполнения заданий, научите его контролировать время с помощью часов/будильника.

Дети до 6–7 лет зачастую еще не готовы к серьезному обучению. Мозг не дозрел до восприятия и анализа большого количества информации, а тело болезненно воспринимает ограничение подвижности более чем на 20–30 минут.


Поэтому ранее развитие, столь популярное в наше время, часто оказывает медвежью услугу и ребенку, и его родителям, вызывая у ребенка отвращение к школе.


Для того, чтобы сохранить у ребенка мотивацию к учебе и обеспечить ему гармоничное развитие, у ребенка любого возраста должно быть не менее 2–3 часов в день совершенно свободного времени, когда он предоставлен сам себе и сам решает, чем ему заполнять это время.


Как быть, если ребенок сам просит родителей помочь с домашним заданием? Очевидно — помочь! Ребенок, привыкший к самостоятельности, не станет обращаться за помощью к папе или маме без веской причины, и раз уж он решил посвятить вас в свои школьные проблемы, значит ваше участие на самом деле важно и ценно. Конечно, не нужно выполнять задания за ребенка. А вот заново объяснить правила, помочь пройти сложный материал, посидеть рядом, эмоционально отреагировать на ситуацию, защитить интересы ребенка в спорные моменты необходимо. Такой бережный подход закладывает долгосрочный фундамент как в самостоятельность и уверенность ребенка в собственных силах, так и в ваши теплые и доверительные отношения на долгие годы.


Автор: Вероника Кудина


 
Версия для печати
0
851
статей по теме
Читайте про:
читать все статьи

КОММЕНТАРИИ

  • Никто пока не оставлял комментариев.

  • Оставьте комментарий:

    Добавить картинку




    опрос дня

    Какие события Вы смотрите в Афише для детей в интернете?



    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер:

    влажность:

    давление:

    ветер: