Изгои и агрессоры в детском коллективе: психологические корни проблемы
31.01.2020
Все дети разные: кто-то общительный, а кто-то стеснительный, одни на переменах бегают, а другие читают, кто-то активный и сильный физически, а кто-то чувствительный и ранимый. Отношения внутри коллектива тоже могут складываться по-разному, ведь в любой группе более 6–8 человек неизбежно начинается разбиение на подгруппы, возникают конфликты, соперничество и дружба с кем-то против кого-то.

Все это совершенно нормально до тех пор, пока соблюдаются личные границы каждого ребенка и отсутствует травля.

Все это совершенно нормально до тех пор, пока соблюдаются личные границы каждого ребенка и отсутствует травля.
Иногда уже с первого класса кто-то из детей оказывается в положении жертвы — с ним не хотят дружить, его дразнят и обижают. Если преследования носят систематический, намеренный характер, то речь идет о буллинге — разновидности физического и/или вербального насилия.
Буллинг — серьезная проблема, которая может проявиться в любом коллективе и в любом возрасте. Без вмешательства заинтересованного в изменении ситуации взрослого прекратить нездоровые взаимоотношения между детьми практически невозможно — это может продолжаться годами и серьезно повлияет на психику абсолютно всех участников этой драмы. Почему же вообще дети становятся жертвами или обидчиками? Почему другие дети молча наблюдают за конфликтом? Чем опасно подобное явление?
В любой травле всегда есть агрессоры (зачинщики и преследователи), жертвы и наблюдатели. Иногда появляются также защитники, благодаря которым травля может быстро прекратиться, а атмосфера в коллективе станет более дружелюбная.
Каждая из ролей имеет свои причины и последствия. Неверно думать, что уж ваш-то ребёнок никогда с этим не столкнётся. От буллинга не застрахован никто. Интересно то, что в одном коллективе ребенок может стать зачинщиком или преследователем, а в другом коллективе он же становится жертвой или пассивным наблюдателем.
"Я здесь главный"
Это именно то, что хотят доказать обидчики. Не только другим, но и самим себе в первую очередь. Часто агрессорами становятся дети с заниженной самооценкой, травмированные домашним насилием, недолюбленные и озлобленные. Зачинщиками становятся те, кто стремится выделиться, заслужить всеобщее внимание любой ценой и самоутвердиться за счет унижения других. Бывает, что ребенок просто не знает другого способа общения или сам в прошлом был жертвой травли.
Обычно инициаторами буллинга бывают один-два самых активных, агрессивных ребенка, остальные дети включаются в конфликт как преследователи. Они с удовольствие смеются над неудачами изгоя, подхватывают обидные прозвища, прячут его вещи, не желают с ним общаться и т. п.
Преследователями могут стать даже добрые, отзывчивые дети, которые стремятся подражать другим, хотят заслужить одобрение сильного лидера или боятся стать следующей жертвой. Иногда такие дети также являются изгоями в других коллективах, например, во дворе, и пытаются вернуть утраченный авторитет агрессией по отношению к другим.
Чем опасен буллинг для агрессора?
Прежде всего тем, что ребенок получает опыт безнаказанного унижения окружающих, повышая свою значимость и социальный статус за счет насилия. Он быстро привыкает к тому, что все в жизни можно решить силой, но при этом подсознательно боится, что подобное может произойти и с ним самим, от чего становится тревожным и раздражительным. С другой стороны, многие подросшие дети испытывают глубокое чувство вины за содеянное, которое делает их замкнутыми, депрессивными, нелюдимыми.
Ни в чем не виноват
Пострадавший ребенок совершенно не виноват в произошедшем — это первое, что нужно понимать при разговоре с жертвой травли. В насилия виновен исключительно насильник и те, кто попускает такое поведение агрессивно настроенной личности или группы.
Чаще всего жертвой травли становится ребенок, который чем-то отличается от большинства. Он может быть слабее физически, иметь какие-то особенности внешности или характера, семейные проблемы и т. д. Причем совершенно не обязательно эти отличия будут отрицательными.


Красивые, одаренные и материально обеспеченные дети становятся жертвами буллинга так же часто, как и их менее способные и менее состоятельные товарищи.
Правда, кое-что общее у объектов нападок все-таки есть — это эмоциональная уязвимость и повышенная чувствительность, из-за которых ребенок не может дать достойный отпор агрессору. Такие дети реагируют на агрессию именно так, как этого хотят от них инициаторы травли — обижаются, плачут и дают слабину.
В группе риска находятся дети из неблагополучных или неполных семей, одаренные и творческие личности, те дети, чьи родители требуют от них значительных достижений, а также ребята, обделенные вниманием со стороны взрослых или наоборот — любимчики учителей.
В результате систематической травли самооценка ребенка падает, он находится в постоянном стрессе и вынужден закрываться от мира, избегая общения, которое приносит ему страдания.
Получив опыт унижения и познав собственное бессилие, ребенок нередко начинает винить себя во всем происходящем, верить в то, что он заслуживает подобного отношения, действительно считая себя хуже других.
В ситуации крайнего отчаяния развивается депрессия и случаются попытки самоубийства, или же ребенок наоборот становится слишком агрессивным и начинает применять насилие на других.
Просто посмотрю
Роли участников буллинга не ограничиваются только агрессорами и жертвами. Всегда есть нейтральные созерцатели, которые просто наблюдают за тем, как разворачиваются события. Такое безразличие объясняется в основном страхом — быть отвергнутым и оказаться в роли следующей жертвы.
Полученный опыт бессилия, стыд и чувство вины за то, что не вступились, не повлияли на ситуацию, испугались последствий влияют на самооценку наблюдателей, создавая некий паттерн будущего поведения, в котором фигурирует и выученная беспомощность, и привычка оставаться в стороне от конфликтов.
К сожалению, позиция невмешательства совершенно неприемлема, когда начинается целенаправленная травля одних детей другими. Если окружающие не вступаются за жертву, не осуждают агрессора открыто – травля будет продолжаться, и от этого пострадают все. Насилие буквально пожирает энергию коллектива, дети начинают хуже учиться, становятся пассивными и запуганными, потому что думают не об учебном процессе, не о дружбе и увлечениях, а о том, как бы самим не стать жертвой.
Самое лучшее, что можно сделать — это привлечь для разрешения ситуации адекватного заинтересованного взрослого, способного установить правила общения в детском коллективе, защитить слабых и своим авторитетом приструнить агрессоров.
Автор: Вероника Кудина
Читайте также: Буллинг в школах: как определить и помочь
Что такое абьюз и как с ним бороться
Читайте также: Буллинг в школах: как определить и помочь
Что такое абьюз и как с ним бороться
Учеба
Мода
Спорт
События
Звезды
Медицина
Новинки
Досуг
Разное
Общество
Новости портала
Психология
Вкуснота
Игрушки
Отдых
Здоровое питание
Беременность и роды
Красота
Дизайн
Мастер-класс
Отношения
Это тожеинтересно

Как выучить иностранный язык, даже если Вам за 50
«Учиться никогда не поздно» — это правило касается, в частности, и языков. Другое дело, что взрослым остается меньше времени на запоминание лексики и грамматики, материал усваивается не так легко, как раньше, а изучению языков препятствуют всевозможные блоки. Значит ли это, что осваивать иностранные в зрелом возрасте уже поздно?
опрос дня
влажность:
давление:
ветер:
влажность:
давление:
ветер:
влажность:
давление:
ветер:
влажность:
давление:
ветер:
влажность:
давление:
ветер:
КОММЕНТАРИИ